Интернет-маркетинг
Интернет или Всемирная паутина (WWW – World Wide Web) представляет собой особое технологическое гиперпространство, созданное с помощью множества компьютеров, рассредоточенных практически по всему миру. Это пространство обладает множеством необычных свойств, но главными среди них, безусловно, являются свойства, обусловленные особенностями работы с информацией:
· разветвлённые многофункциональные модели общения;
· возможность посетителям Интернета формировать собственные независимые web-сайты и web-серверы для размещения на них информации по интересующим их тематикам и обмена ею;
· быстрое перемещение по Интернет-пространству с помощью специальных программ просмотра (браузеров);
· способность для посетителя Интернета создавать «эффект присутствия благодаря «прозрачности» информационной среды;
· формирование у посетителя Интернета нового типа восприятия информационного мира как виртуальной реальности;
· гипертекстовая «непоследовательная» организация представления информации, приближенная к ассоциативной связи элементов мира в сознании человека с выделением (акцентуацией) ряда опорных элементов;
· информационная насыщенность, позволяющая посетителю Интернета воспринимать мир в цельном комплексе ощущений (мультимодально).
Перечисленные особые свойства Интернет-пространства делают его привлекательным для маркетологов, так как позволяют:
· через корпоративные web-серверы целенаправленно и оперативно доводить до целевых групп клиентов информацию о товарах и услугах, особенностях и возможностях фирмы;
· разнообразно и интерактивно воздействовать на клиента с помощью таких средств как: поиск информации на сайтах, рейтинги, подписка, переписка, телеконференции, системы продажи (Интернет-магазины) и т.п.;
· отслеживать число посещений клиентами сайта фирмы, определять зоны и конкретную тематику их интересов, наиболее активное по посещениям время суток, формировать группы пользователей по географическому, демографическому и другим признакам;
· готовить и осуществлять таркетинг (буквально по-английски – выбор цели), то есть доносить информацию до целевых аудиторий или даже персоналий;
· постепенно превращать потенциального и, тем более, реального клиента в активного поставщика информации о своих потребностях, то есть реализация новой модели маркетинга – «корни травы» (grass roots);
· выявлять и анализировать сайты конкурентов.
В принципе Интернет-маркетинг выполняет те же функции, что и обычный маркетинг, хотя имеется своя специфика, которая проявляется в следующих направлениях:
· исследование внешней рыночной среды:
- макросреда;
- потребители;
- конъюнктура и ёмкость рынка и его отдельных сегментов;
- конкуренция и конкуренты;
- посредники и партнёры.
· организация внутренних маркетинговых процессов и принятие решений:
- товарная политика;
- ценообразование;
- реклама и другие способы продвижения товаров и услуг и
имиджа фирмы;
- сбытовая деятельность, продажи.
· специфические сферы и способы деятельности:
- электронный обмен информацией;
- электронные сделки;
- Интернет-магазин.
Методы Интернет-маркетинг обладают своей спецификой:
1. Исследование рынка может производиться с использованием таких технологий, как прямая регистрация посетителей сервера, учёт и анализ интересов посетителей по активности взаимодействия со встроенными поисковыми системами, электронные опросы посетителей, интерактивное взаимодействие.
2. Для целей продвижения и продаж можно использовать технологии прямой рекламы, то есть размещение рекламы на собственном сервере, регулярная и эпизодическая рассылка электронных писем заинтересованным лицам. Также можно использовать непрямую рекламу в виде регистрации своего сервера в известных поисковых машинах, включение своей информации в web-каталоги, «жёлтые страницы», тематические сервера (jump stations), размещение ссылок и рекламы на дружественных серверах на основе взаимности и на за плату на специальных серверах, организацию ссылок на свой сервер на специальных тематических серверах и т.п.
3. Технологии кастомизации сетевого ресурса, то есть адаптации его под запросы конкретного клиента, включая возможность настройки ресурса клиентом «под себя»:
- сведения об архитектуре сервера, гипертекстовые ссылки, поиск
по ключевым словам;
- служба персонального уведомления;
- электронные автоответчики для диалога с клиентом;
- индивидуальная настройка сервера в контакте с корпоративными
базами данных.
4. Активизация продаж в режиме он-лайн через электронные магазины с помощью технологий:
- богатство и простота выбора благодаря компактности
(обозримости) представления товаров в сети;
- снижение цен благодаря отсутствию затрат на торговые
помещения и зарплату торговому персоналу;
- высокий уровень информационного сервиса, интерактивное
общение с покупателем, экспертное консультирование;
- индивидуальный маркетинг, то есть персональное уведомление обо
всех изменениях на рынке;
- свободный просмотр клиентом каталогов товаров;
- выбор и заказ интересующих позиций;
- доставка товара;
- перевод денег с карточного счёта покупателя на счёт продавца.
Интернет-маркетинг является новой и слабо изученной сферой деятельности и в настоящее время трудно представить, во что выльются его возможности через несколько лет.