ОБРАЗОВАНИИ

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ

 

Современному учителю недостаточно знаний предметной области и методики преподавания только своей дисциплины, ему необходимы знания новых технологий, информационных и коммуникационных в том числе, которые можно применять в учебном процессе. Здесь возникает парадоксальная ситуация, т. к. студенты в процессе обучения в вузе по специальности «музыкальное образование», как раз таких знаний, практически, и не получают (в силу как объективных, так и субъективных причин). Будущие учителя музыки (а в большинстве своем и уже состоявшиеся) не знают о том, какие электронные ресурсы существуют для сферы музыкального образования, соответственно, не умеют проводить их анализ и оценку на предмет целесообразности их применения в учебно-воспитательном процессе. Да и вообще, существуют ли они? За ответом на этот вопрос мы обратились к сети Интернет. Однако, прежде чем изложить результаты нашего поиска, отметим, что данная работа не может (и не должна) претендовать на жанр практического руководства для учителя по освоению информационно-образовательных технологий. Всю совокупность полезной для учителя информации в программно-технической области, также как и основы педагогической интерпретации этой информации изложить в относительно небольших масштабах выпускной квалификационной работы невозможно, этому должна быть посвящена целенаправленная и весьма объемная методическая разработка. В данном исследовании мы осветим лишь некоторые, наиболее важные проблемы, связанные с применением ЭОР учителем музыки.

В интернете существует большое количество различных сайтов, посвященных электронным образовательным ресурсам. Одни из них посвящены созданию электронных образовательных ресурсов, таких как презентации, аудио- и видео- материалы, интерактивные компьютерные программы. Другие – содержат готовые электронные образовательные ресурсы. Наиболее удачными, на наш взгляд, оказались сайты «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» (http://fcior.edu.ru) и «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://school-collection.edu.ru). Эти сайты, по сравнению с другими, представляют собой самую большую коллекцию русскоязычных ЭОР.

«Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» содержит более 12 000 электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и более 5 000 – ориентированных на профессиональное образование. Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. На сайте распространены открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер. На сайте содержатся ресурсы для следующих ступеней образования: основного общего (10040 ресурсов), среднего (полного) общего (5938ресурсов), начального профессионального (5461 ресурс), среднего профессионального, дополнительного (6870 ресурсов). Сайт содержит каталог, который представляет собой деление всех содержащихся на сервере электронных образовательных ресурсов по классам и учебным предметам. При выборе интересующего предмета из каталога открывается следующая страница, которая предлагает выбрать ресурсы для определенного класса.

По предмету «Музыка» для основного общего образования (с 5 по 9 классы) на данном сайте содержится 319 ресурсов. Из них для 5 класса – 112 ресурсов, для 6 класса – 121 ресурс, для 7 класса – 56ресурсов, для 8-9 классов – 30 ресурсов. Данные ресурсы представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные.

Электронные учебные модули созданы по тематическим элементам учебных предметов. Например, тема «Основы музыкальной культуры» разбита на 7 «подтем»: «Музыка как вид искусства», «Специфика музыкального языка», «Богатство музыкальных образов» «Богатство музыкальных образов и особенности драматургического развития», «Выразительные возможности различного склада письма» «Музыкальные жанры», «Оркестр». В свою очередь, «подтемы» разбиты на тематические элементы, которые выполнены в виде мультимедийных модулей. Например, подтема «Выразительные возможности различного склада письма» состоит из таких мультимедийных модулей, как: «Монодия, гармония, полифония», «Монодия, гармония, полифония. Практика», «Монодия, гармония, полифония. Тест». Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

Информационные модули любого тематического элемента построены по одному принципу и состоят из нескольких разделов:

– «Изучите» – это анимация с репродукциями, схемами и закадровым голосом (рис. 1, 2);

Рис. 1. Модуль информационного типа. Раздел «Изучите»

Рис. 2. Модуль информационного типа. Раздел «Изучите»

– «Прочитайте» – это текстовая информация того, что содержится в анимационном разделе (рис. 3);

Рис. 3. Модуль информационного типа. Раздел «Прочитайте»

– «Послушайте» – наиболее показательные музыкальные фрагменты к теме (они же содержатся в анимации) (рис.4);

 

Рис. 4. Модуль информационного типа. Раздел «Послушайте»

– «Словарь» – некоторые понятия, относящиеся к изучаемой теме (рис.5).

Рис. 5. Модуль информационного типа. Раздел «Словарь»

Модули практики содержат одно или несколько заданий. Например, необходимо соотнести звучащие аудиофрагменты с вариантами ответов. Результат появляется сразу. К заданию можно возвращаться необходимое количество раз (рис. 6).

Рис. 6. Модуль практического типа

Модули контроля выглядят идентично модулям практики, но по выполнению задания выдают результат в процентном соотношении (рис.7).

Рис. 7. Модуль контрольного типа

Каждый тип модуля содержит панель дополнительных инструментов – помощь, поиск, громкость, модули, о модулях.

Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется сначала его сохранить на жесткий диск компьютера (скачать) и кроме того предварительно установить специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов (плеер), который представлен здесь же, на сайте. Таким образом, ресурсы с этого сайта воспроизводятся не в режиме on-line, а требуют предварительной подготовки. Может быть, в некоторых ситуациях это менее удобно (требует определенных временных затрат), однако, дает возможность пользоваться ресурсами, когда класс не подключен к Интернету.

Сайт «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» включает в себя более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. Сайт был создан в рамках проекта «Информатизация системы образования». Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Сайт содержат каталог, который представляет собой деление всех содержащихся на сервере электронных образовательных ресурсов по классам и по предметам. При выборе нужного предмета из каталога открывается следующая страница, которая предлагает выбрать электронные ресурсы по нужному классу и предмету как для учителя так и для ученика.

Что касается предмета музыки, здесь так же есть деление электронных образовательных ресурсов для учителя и ученика. Выбрав нужный класс, интерфейс предлагает следующие ресурсы: поурочные планирования, методические рекомендации, инновационные учебные материалы, электронные издания и различные тематические коллекции по предмету, контрольные работы, практические занятия и тесты.

На первый взгляд, этот сайт организован аналогично сайту «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» (каталог с делением на предметы и классы). Однако при подробном рассмотрении обнаруживается, что здесь нет такого мелко-тематического деления на модули. В готовом виде для предмета «Музыка» здесь содержится 5 инновационных учебных комплексов: «Ключи» (для 1–4 классов), «Музыка и информатика» (для 2–4 классов), «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства» (для 4–9 классов), «Музыка в цифровом пространстве» (5–7 классы), «Электронное музыкальное творчество» (5–9 классы). Практически все перечисленные комплексы требуют предварительного сохранения на жесткий диск компьютера (скачивания), но, например, комплекс «Ключи» можно использовать и в режиме on-line. Он представляет собой:

– анимации, иллюстрирующие цикл из шести бесед «Д. Б. Кабалевский. О чем говорит музыка», с закадровым голосом автора (рис 8);

Рис. 8. Инновационный учебный комплекс Музыка «Ключи». Анимации

– стенограмму этих бесед (в виде текстового файла);

– тест к каждой беседе, в котором ученику предлагается прослушивать аудиофрагменты и определять к какому жанру они относятся (рис. 9);

Рис. 9. Инновационный учебный комплекс Музыка «Ключи». Тест

– итоговый тест;

– творческие портреты 76 композиторов (биография, этапы творческого пути, музыкальное наследие).

Кроме того, на сайте представлены еще следующие разделы (ресурсы):

Электронные издания – Энциклопедия «Кругосвет» (Статьи, подборки, энциклопедические данные).

Кроме того, на сайте представлены еще следующие разделы (ресурсы).

Электронные издания – Энциклопедия «Кругосвет» (Статьи, подборки, энциклопедические данные).

Коллекции – Зарубежная классическая музыка, Звезды русской оперной сцены рубежа XIX-ХХ вв., Русская классическая музыка, – которые работают в режиме on-line и позволяют ознакомиться с биографией композитора, историей создания произведения, его аудиозвучанием. Музыка представлена в формате Мр3, со звучанием целого произведения. Данный ресурс содержит огромное количество произведений искусства из различных музеев и галерей России.

Детально рассмотрев два примера электронных образовательных ресурсов для предмета «Музыка», мы пришли к выводам:

1. теоретическая значимость электронных образовательных ресурсов сомнений не вызывает, поскольку охватывает огромное количество тем по предмету «Музыка» (причем, для любой общеобразовательной программы по предмету);

2. электронные образовательные ресурсы соответствуют основным дидактическим, техническим и эстетическим требованиям, предъявляемым к ЭОР.

Соответствие рассмотренных нами электронных образовательных ресурсов дидактическим требованиям выражается в следующем. Они используют принцип наглядности обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео - и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие. Во время работы с ЭОР учащийся выполняет ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности – практические задания, тестовые вопросы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося. Материала изложен от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции, доступен для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно.

Логика содержания рассмотренных электронных образовательных ресурсов позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, так и опережающее или повторяющее. Модульность, лежащая в основе электронных образовательных ресурсов, позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения. Весь понятийный материал, за исключением справочной информации представлен в мультимедийной форме и озвучен диктором. Иначе говоря, ЭОР представляет собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти.

Рассмотренные электронные образовательные ресурсы соответствуют и основным техническим требованиям: высокая скорость загрузки («легкость» в Мбайтах текста и графики); доступность с различных моделей ПК, в любое время, простота навигации, возможность доступа через информационно-поисковые системы; высокая степень интерактивности.

Соответствие описанных электронных образовательных ресурсов эстетическим требованиям выражается в соответствии эстетического оформления функциональному назначению ресурса, а также в упорядоченности и выразительности графических и изобразительных элементов.