ТЕСТ 15
1. Отношения разговорной речи и литературного языка не реализуются по следующей схеме:
1) разговорная речь противопоставлена литературному языку
2) разговорная речь - часть литературного языка
3) разговорная речь привносит в литературный язык хаотическое начало, деформируя нормы
4) благодаря разговорной речи в литературный язык не проникают жаргоны и просторечие
5) благодаря разговорной речи в литературный язык проникают элементы жаргонов и просторечия
6) разговорная речь активизирует в литературном языке формы речевого творчества
2. Подстилями научного стиля не являются:
1) научно-учебный
2) научно-воспитательный
3) собственно научный
4) научно-популярный
5) научно-производственный
3. Интернациональными чертами официально-делового стиля не могут быть:
1) схематизированные структуры документов
2) языковые средства, предполагающие однозначное понимание
3) языковые средства, предполагающие возможность толкования
4) соблюдение речевого этикета
5) в основе лежат правовые нормы
4. Языковой штамп — это:
1) языковое клише
2) стандартная языковая модель
3) обычно глагол-действие
4) печать на документе
5) способ выражения целей, причин высказывания
5. Какие языковые средства нельзя использовать в официально-деловом стиле:
1) языковые штампы
2) личные местоимения 1-го лица (я, мы)
3) синонимы
4) паронимы
5) глаголы с императивной функцией
6) формулы речевого этикета
6. Вставьте, ели нужно, пропущенные буквы в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных:
1) щебеч___щие птицы
2) неприемл___мые условия
3) неезжен___ая дорога
4) очарован___ый красотой природы
7. Определите слитное или раздельное написание:
1) узнать на___счет работы
2) она была так___же добра, как и прежде
3) приятно от___того, что тепло
4) что___бы вы посоветовали
8. Определите слитное, раздельное или дефисное написание:
1) все___же добиться своего
2) кое___как добраться
3) отнюдь не___формальная обстановка
4) не___смотря на запрет
9. Отметьте предложения, где не допущена ошибка в управлении:
1) Редакция получила много откликов по этому произведению.
2) Идея о доме возникла в голове человека, когда он сидел у костра.
3) Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.
4) В отделе критики и библиографии "толстых" журналов систематически публикуются
обзоры о выходящих новинках художественной литературы.
5) В своих выводах исследователь опирался на результаты многолетней работы.
10. Отметьте вариант, соответствующий литературной норме:
1) с тремястами рублей
2) купить две пары брюк
3) написать несколько строк
4) груз весом в тысяча пятьсот тонн
11. Отметьте варианты, где отсутствует нарушение нормы лексической сочетаемости слов:
1) неослабная помощь
2) не играет значения
3) повышать мастерство
4) скрытная угроза
5) изъявлять признательность
12. Отметьте предложения без плеоназма:
1) Площадь этого виноградника - около пяти квадратных гектаров.
2) Вся его теория построена на зыбком песке.
3) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома.
4) Художник Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.
5) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.
13. Отметьте предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым:
1) Следовать за мыслями великого человека ___ есть наука самая замечательная.
2) Точные науки ___ это необходимая каждому гимнастика ума.
3) Быть веселой ___ привычное дело.
4) Ласковое слово ___ что весенний день.
14. Отметьте варианты, соответствующие орфоэпической норме:
1) путепровóд
2) углýбить
3) бáловать
4) сосредотóчение
15. Отметьте вариант, соответствующей литературной норме:
1А | по завершению работы | 1Б | по завершении работы | |
2А | вопреки предписанию | 2Б | вопреки предписания | |
3А | согласно приказа | 3Б | согласно приказу | |
4А | решить вопрос по приезде | 4Б | решить вопрос по приезду | |
5А | логическая задача | 5Б | логичная задача | |
6А | безлесная территория | 6Б | безлесая территория |
Задания для самостоятельной работы
ЗАДАНИЕ 1. КУЛЬТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Язык и речь.
2. Культура речи.
3. Речевая деятельность и ее виды.
4. Слушание как вид речевой деятельности.
1. Прочитайте фрагмент из книги Д.С. Лихачева «Земля родная». Как автор оценивает роль языка в жизни человека? Что думаете вы по этому поводу?
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! <…> Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в ХIХ в. лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
2. Как вы понимаете смысл следующих высказываний? Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое культура?»
«Культура есть способ плодотворного существования человека» (Б. Пастернак).
«Мы понимаем культуру как ненаследственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний» (М.Ю. Лотман)
«Культура – это то, как мы общаемся» (Ю.М. Лотман)
«Культура – не склад информации. Это … гибкий и сложно организованный механизм познания. Одно из свойств этого механизма – способность своевременно находить наиболее выгодные и компактные способы бытования знания, в том числе и научного» (Ю.М. Лотман)
«Истинно культурный человек – это не только образованный человек. Культура – это не только образование. Это сложная сумма поведения. Это сложная сумма выработанных привычек, в основу которых положены эстетические и этические вкусы (нормы). А тот, кто не руководит своими инстинктами, его нельзя назвать культурным человеком» (М. Зощенко).
«Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские кнопки. Нельзя к слову «дворец» присоединить «бракосочетание». Объяснить, почему этого нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, к вкусу, к чувству языка, а, в конечном счете, к уровню культуры» (В. Солоухин).
«Наверное, можно скрыть свое происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удается – их выдает речь» (Д. Паркинсон)