Москва 2009г.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Негосударственная автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Институт мировых цивилизаций»

Кафедра иностранных языков

 

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Автор: ЛЯДСКИЙ Владимир Георгиевич

 

 

Составлено на основании рабочей программы дисциплины «Русский язык и культура речи». Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры иностранных языков ИМЦ

(Протокол № 16 от 5 июня 2009 г.)

 

 


Оглавление

 

 

От автора ………………………………………………………………………………………….
ТЕМА 1 «ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»  
Лекция 1 «Что такое культура речи» …………………………………………………
Тест 1 ……………………………………………………………………………..
Лекция 2 «Компоненты культуры речи» …………………………………………….
Тест 2 ……………………………………………………………………………..
ТЕМА 2 «ЯЗЫК И НАУКА О ЯЗЫКЕ»  
Лекция 1 «Что такое наука о языке» …………………………………………………
Тест 3 ……………………………………………………………………………..
Лекция 2 «Что такое индоевропейские языки» ……………………………………
Тест 4 ……………………………………………………………………………..
Лекция 3 «Происхождение и развитие русского языка» …………………………
Тест 5 ……………………………………………………………………………..
ТЕМА 3 «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ»  
Лекция 1 «Средства речевой выразительности» ………………………………….
Тест 6 ……………………………………………………………………………..
Лекция 2 «Как сделать свою речь убедительной» ………………………………..
Тест 7 ……………………………………………………………………………..
ТЕМА 4 «СТИЛИСТИКА РЕЧИ»  
Лекция 1 «Разговорная речь» …………………………………………………………
Тест 8 ……………………………………………………………………………..
Лекция 2 «Ораторская речь» ………………………………………………………….
Тест 9 ……………………………………………………………………………..
ТЕМА 5 «УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ» ……………………………………………….
Лекция 1 «История русской письменности»  
Тест 10 ……………………………………………………………………………
Лекция 2 «Проблемы произношения» ……………………………………………….
Тест 11 ……………………………………………………………………………
ТЕМА 6 «ФРАЗЕОЛОГИЯ И ЛЕКСИКОЛОГИЯ»  
Лекция 1 «Фразеологический оборот как единица языка» ………………………
Тест 12 ……………………………………………………………………………
Лекция 2 «Многозначность и богатство русской лексики» ………………………
Тест 13 ……………………………………………………………………………
ТЕМА 7 «СОВРЕМЕННАЯ РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ»  
Лекция 1 «Средства массовой информации и культура речи» …………………
Тест 14 ……………………………………………………………………………
Лекция 2 «Современная концепция культуры речи» …………………………….
Тест 15 ……………………………………………………………………………
Задания для самостоятельной работы ………………………………………………………
Ключи к тестам …………………………………………………………………………………...
Список литературы ………………………………………………………………………………

 


От автора

 

Тридцать лет назад Д.С.Лихачев впервые использовал достаточно новое в то время понятие экология в необычном контексте – «экология культуры», «нравственная экология». Он писал: «Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы». В последние годы все чаще ставится вопрос об экологии языка, непосредственно связанной с сознанием человека, с определяющими свойствами его личности; экология языка является неотъемлемой составляющей экологии культуры.

 

Введение в образовательные стандарты высших учебных заведений, в том числе и Российского института политических технологий и бизнеса (Института мировых цивилизаций), новой дисциплины «Русский язык и культура речи» является фактом знаменательным и закономерным. Общество, в котором свобода слова стала осознаваться как одна из высших ценностей, пришло к пониманию того, что владение родным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. Культура речи – это не только непременная составляющая хорошо профессионально подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры, своеобразная «визитная карточка» человека в обществе.

 

Состояние русского языка нашего времени определяется рядом факторов:

· Резко расширяется состав участников массовой и коллективной коммуникации: новые слои населения приобщаются к роли ораторов, к роли пишущих в газеты и журналы. С конца 80-х годов возможность выступать публично получили тысячи людей с разным уровнем речевой культуры.

· В средствах массовой информации резко ослабляются цензура и автоцензура, ранее в значительной степени определявшие характер речевого поведения.

· Возрастает личностное начало в речи. Безликая и безадресная речь сменяется речью личной, приобретает конкретного адресата. Возрастает диалогичность общения, как устного, так и письменного.

· Расширяется сфера спонтанного общения не только личного, но и устного публичного. Люди уже не произносят и не читают заранее написанные речи. Они говорят.

· Меняются важные параметры протекания устных форм массовой коммуникации: создается возможность непосредственного общения говорящего со слушающим и обратной связи слушающих с говорящими.

· Меняются ситуации и жанры общения и в области публичной, и в области личной коммуникации. Жесткие рамки официального публичного общения ослабляются. Рождается много новых жанров устной публичной речи в сфере массовой коммуникации. Сухой диктор радио и ТВ сменился ведущим, который размышляет, шутит, высказывает свое мнение.

· Резко возрастает психологическое неприятие бюрократического языка прошлого (так называемого «новояза»).

· Появляется стремление выработать новые средства выражения, новые формы образности, новые виды обращения к незнакомым людям.

· Наряду с рождением наименований новых явлений отмечается возрождение наименований тех явлений, которые возвращаются из прошлого, запрещенных или отвергнутых в эпоху тоталитаризма.

 

При этом особое влияние оказывают на состояние речевой культуры средства массовой информации. Каждый человек ежедневно испытывает мощное воздействие телевизионной речи, речи, звучащей в радиоэфире или представленной на страницах газет и журналов. Качество этой речи вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Именно газеты и журналы, радио и телевидение для многих носителей языка служат основным источником представлений о языковой норме, именно они формируют языковой вкус; со средствами массовой информации справедливо связывают и многие болезни языка.

 

Свобода и раскрепощенность речевого поведения влекут за собой расшатывание языковых норм, появление языковой вариативности. Языковая раскрепощенность, временами переходящая в разнузданность, тиражирование не встречающих должного отпора языковых ошибок, притупляют чувство языковой ответственности. Речевая нерешительность, приверженность штампам, стремление прикрыть банальность мысли «престижными» словами и словосочетаниями обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих на радиоволнах и с экранов телевизоров. Многие передачи, прежде всего адресованные молодежи, расшатывают представления о допустимом и недопустимом в публичной речи.

 

Будучи построен с учетом такого понимания сущности культуры речи, данный курс призван способствовать:

· качественному повышению уровня речевой культуры;

· формированию коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение человека организовывать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения;

· расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;

· формированию умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения;

· искоренению наиболее часто встречающихся ошибок русского письма.

 

Таким образом, задачей курса является:

· повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;

· формирование необходимых языковых, социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста (виды общения, вербальные и невербальные средства коммуникации, коммуникативные барьеры, принципы коммуникационного сотрудничества и т.д.)

· формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полилогический виды речи).

 

Данный курс лекций включает все основные вопросы, предусмотренные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин) второго поколения (2000).

 

Учебное пособие состоит из 15 лекций, объединенных в 7 тем. За каждой лекцией следует тест, построенный с учетом содержания отрабатываемой темы и нацеленный, кроме того, на повышение уровня общей грамотности. В конце учебного пособия даются ключи к тестам и задания для дополнительной работы.

 

Курс лекций «Русский язык и культура речи» предполагает следующий расчет учебного времени: 30 часов аудиторной и 30 часов самостоятельной работы под руководством преподавателя.

 

Данное пособие предназначено для студентов всех факультетов и всех форм обучения Российского института политических технологий и бизнеса (Института мировых цивилизаций), а также всех тех, кто заинтересован в повышении уровня своей речевой культуры и грамотности.

 


«Истинно красноречив тот,