Правовой статус золотого запаса России

Правовой статус Государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней

Правовой статус Алмазного фонда России

 

Алмазный фонд, составная часть Госфонда России, представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Алмазный фонд неделим, является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению в любой форме и иному обременению, в том числе сдаче в аренду. Ответственность за его сохранность возлагается на Министерство финансов. Алмазный фонд пополняется ценностями из Госфонда России; зачисление в него ценностей производится по решению Правительства, а исключение ценностей - по представлению Правительства на основании решения Президента России.

Ценности Алмазного фонда могут быть использованы исключительно в целях экспонирования или научного изучения в России и за ее пределами в порядке, устанавливаемом Правительством. Право на воспроизведение этих ценностей с использованием полиграфических, кинематографических, телевизионных и других средств предоставляется только по разрешению Министерства финансов. Состояние Алмазного фонда проверяется одновременно с проверкой состояния Госфонда России, а также по решению Правительства (п. 6-12).

Согласно постановлению Правительства России от 21 августа 2000 г. N 614 "Об утверждении Правил отбора и оценки ценностей, отнесенных к уникальным и подлежащих зачислению в Алмазный фонд Российской Федерации", зачислению в Алмазный фонд подлежат:

1) самородки драгоценных металлов:

2) природные драгоценные камни:

3) уникальные ювелирные и иные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней

 

 

Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - Гохран России) создано в структуре Министерства финансов. Основными функциями Гохрана России являются:

1. участие в формировании Госфонда России, обеспечение хранения, пополнения, учета и сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих;

2. приобретение в Госфонд России драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, включая приобретение и оценку произведенных на территории России (добытых из недр, полученных из вторичного сырья, поднятых и найденных) аффинированных драгоценных металлов, драгоценных камней, самородных минералов, драгоценных металлов, кладов, конфискованных и реквизированных, скупленных у населения ценностей, а также находящихся у потребителей драгоценных металлов и драгоценных камней, накопленных за счет неиспользованных фондов; изделий из драгоценных и недрагоценных металлов, драгоценных камней, изделий с незначительным содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней;

3. сортировка, обработка, оценка, сертификация алмазов и драгоценных камней, изготовление и реставрация уникальных изделий из них, хранящихся в Госфонде России или приобретаемых для его пополнения;

4. разработка проектов планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней потребителям для производственных, научно-исследовательских, социально-культурных целей и на экспорт, а также планов сдачи в Госфонд России драгоценных металлов, извлекаемых из лома и отходов, и рекуперированных алмазов;

5. отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий, их содержащих, из Госфонда России в соответствии с решениями Президента и Правительства страны;

6. организация перевозки ценностей, находящихся в Госфонде России, государственных хранилищах, музеях и т.д.;

7. проведение ежегодной инвентаризации ценностей Госфонда России;

8. бухгалтерский учет ценностей Госфонда России и забалансовый учет драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий, их содержащих, которые находятся в музеях и других культурно-просветительных учреждениях;

9. разработка и утверждение расчетных, отпускных и других видов цен на драгоценные металлы и драгоценные камни;

10. контролирование сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также их реализации на внешнем рынке; государственный контроль над качеством сортировки, классификации, оценки и реализацией необработанных природных алмазов, в том числе в добывающих организациях России; участие государственных контролеров в деятельности добывающих и других организаций и специализированных таможенных постов;

11. участие в организации научно-исследовательских и проведение опытно-экспериментальных и других видов работ, направленных на рациональное использование и экономию драгоценных металлов и драгоценных камней;

12. изучение и применение передового отечественного и зарубежного опыта в области классификации, сортировки, обработки и оценки драгоценных камней; конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков драгоценных металлов и драгоценных камней;

13. разработка предложений о совершенствовании законодательства в области использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

14. осуществление постоянного государственного контроля на стадии первичной классификации и в процессе сортировки и оценки драгоценных камней в добывающих отраслях;

15. выполнение иных функций, предусмотренных законодательством.

 

 

Золотой запас царской России к 1917 г. составлял 1 684 т; к середине 50-х гг. Советский Союз имел 2 049 т золота. К концу 1995 г. золотой запас России был равен 116 т; к марту 2005 г. золотые резервы России увеличились и составили 386,5 т. В настоящее время Российская Федерация является одним из мировых лидеров по добыче золота, золотой запас России в 2010 году составляет около 600 тонн.

Россия по-прежнему занимает 14-е место в мире по объему золота, находящегося в государственных золотовалютных резервах.

Золотой запас России, состоящий из аффинированного золота в слитках, находящегося в федеральной собственности и являющегося частью золотовалютных резервов страны, предназначен для проведения финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях. Часть золотого запаса, хранящаяся в Банке России, учитывается на его счетах; решение о ее расходовании Центробанк принимает в порядке, согласованном с Правительством России. Отчет о состоянии учитываемой на счетах Банка России части золотого запаса представляется Банком России Государственной Думе как составная часть доклада Председателя Центробанка о его (Банка) деятельности.

Часть золотого запаса, находящаяся в Госфонде России, учитывается на счетах Министерства финансов. Решение о расходовании этой части золотого запаса принимает Президент России на основании мотивированного представления Председателя Правительства.