Краткий разбор номеров.

Общая драматургия.

Композитор использовал различные стихотворения Есенина, объединённые любовью к России, её народу и природе. Первая часть можно озаглавить как «Русь уходящая». Она состоит из 6 номеров, воспроизводящих жизнь русских крестьян до революции. Вторая часть – «Русь советская».

Каждые два номера образовывают малый цикл в контрасте, исполняются attacca. в разнообразном музыкально-поэтическом содержании цикла доминирующая лирическая тема сплетается с социально-исторической. Контрастность этих сфер подчёркнута ладовой окраской: минор в лирике и мажор в социально-исторической теме.

Наибольшая роль принадлежит хору. Оркестр имеет большое значение в создании пейзажных («Поёт зима») и пейзажно-обрядовых образов («Ночь под Ивана Купала»). Начиная с «Поэмы», Свиридов использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева.

 

1. «Край ты мой заброшенный» - картина русской природы. Отражает извечные бедствия и горести крестьянства. Колокольные звучности, диатоника.

2. «Поёт зима, аукает…» - образ злой вьюги ассоциируется с богатырским образом русского народа.

3. «В том краю, где жёлтая крапива» - песня-монолог для солиста. Образно перекликается с первым номером. Задушевная мелодия.

4. «Молотьба» - сцена уборки урожая представлена как тяжёлый, но радостный труд. Изобразительная функция оркестра.

5. «Ночь под Ивана Купала» - картина сказочной, загадочной ночи. Характер языческого праздника передан с помощью неустойчивых, зыбких гармоний с внезапными восклицаниями.

6. «Ночь под Ивана Купала» - нежные краски и прозрачная фактура.

7. «1919» - события, связанные с личной драмой композитора. Одна из самых трагических и мрачных эпизодов оратории. Мощное, сильное, драматичное звучание хора. Во втором разделе номера – тоскливый женский хор.

8. «Крестьянские ребята» - образ деревенской бедноты представлен в музыке с помощью частушечных интонаций.

9. «Я – последний поэт деревни» - скорбный монолог, лирическая исповедь поэта. Чувствуется трагизм в связи с уходом прошлой жизни.

10. «Небо – как колокол» - это утверждение веры в людей, в жизнь, в светлое будущее России.

 

 

4 курс инструменталисты

М. Равель. Характеристика творчества.

Творческий путь Равеля охватывает около 40 лет, пересекая две исторические эпохи, разделённые Первой Мировой войной. В 1890-100 гг. он создаёт превосходные импрессионистские примеры образно-звуковой картинности, откликается на эстетику неоклассицизма. В годы войны и поздний период его творчества Равель отражает тему войны, сближается с современностью, стиль вбирает некоторые элементы джаза.

Образное содержание разнопланово: углублённо-психологические образы, природа, сказочно-фантастические (циклы «Ночной Гаспар», «Сказки Матушки Гусыни»), античные мотивы, танец («Болеро», «Испанская рапсодия»), поэзия различных эпох, обращение к другим национальным культурам. Импрессионистские черты – красочность, изысканность ладогармонического языка; богатый оркестр, но не в составном значении, а в умелом использовании различных оригинальных тембров. Классические традиции – стройность, ясность мышления, тяготение к старинным жанрам.

Интерес к классике и античным сюжетам (цикл «Гробница Куперена») у композитора сочетается с ярким воплощением национальности – испанской, французской, других экзотичных народов («Еврейские мелодии», «Новогреческие песни», «Мадагаскарские песни», вокальный цикл «Шехеразада»).

Огромное влияние на оркестровые и ладогармонические принципы Равеля, как и на Дебюсси, оказали представители Могучей кучки: Римский-Корсаков, Балакирев, Бородин, Мусоргский.

 

Творчество отличается жанровым многообразием:

- симфонические произведения: «Испанская рапсодия», две сюиты «Дафнис и Хлоя», «Вальс», «Болеро», Рапсодия для скрипки с оркестром – «Цыганка», оркестровка фортепианного цикла «Картинки с выставки» Мусоргского;

- оперы «Испанский час» (комическая), «Дитя и волшебство»;

- балеты «Дафнис и Хлоя» (по замыслу Дягилева), «Сон Флорины», «Сказки Матушки Гусыни»;

- фортепианные: два фортепианных концерта (Второй – для левой руки), циклы и сюиты «Благородные и сентиментальные вальсы», «Гробница Куперена», «Сказки Матушки Гусыни», «Ночной Гаспар»; «Хабанера», «Античный менуэт», Сонатина, «Игра в лады», «В духе Шабрие», «В духе Бородина»;

- инструментальные: струнный квартет, фортепианное трио, соната для скрипки, соната для виолончели памяти Дебюсси, соната для скрипки и фортепиано;

- вокальные: цикл «Шехеразада», «Новогреческие песни», «Мадагаскарские песни», баллады, мелодии, песни.

Историческое значение творчества Равеля заключается в том, что в пору крайних левых течений кризисного периода европейского искусства, он сохранил верность традициям. Вместе с Дебюсси он является крупнейшим композитором рубежа 19-20 вв.

 

 

4 курс инструменталисты

Тема: Д.Д. Шостакович. Симфония № 5 (1937 г., d-moll).