Вступление.

Б. Бриттен. Характеристика творчества. (1913-1976)

Интенсивный подъём английской музыки, начавшийся в конце ХІХ века, достигает своей кульминации в творчестве Бриттена. Ему удалось решить задачу, которую ставили перед собой его предшественники: соединить богатства английского фольклора с достижениями современной мировой музыкальной культуры. Деятельность Бриттена многогранна: крупный композитор, дирижёр, прекрасный пианист, активный музыкально-общественный деятель, организатор музыкального фестиваля в Олдборо.

Так же широко и творчество композитора. Он работал практически во всех жанрах: оперы, балет, музыка к пьесам и кинофильмам, симфонии, сюиты, инструментальные концерты, вокально-симфонические и хоровые произведения, камерные ансамбли, вокальные циклы, обработки народных песен, редакции сочинений Пёрселла. Такое обширное наследие воплощает огромный диапазон тем и образов: эпос и драма, героика и лирика, философские размышления и юмор, картины природы и бытовые сцены.

В основе творчества Бриттена – позиция художника-гуманиста. Эта тема раскрывается в различных сторон в «Военном реквиеме», «Балладе о героях», операх «Поругание Лукреции», «Поворот винта», «Билли Бадд», «Питер Граймс», «Смерть в Венеции». Композитор часто обращался религиозной тематике – преимущественно в хоровых произведениях.

Бриттен – прежде всего английский композитор. Национальная природа его творчества раскрывается многообразно: в сюжетах опер, использовании народных текстов, обращении к характерным для английского искусства образам моря, родной природы, быта.

Стиль Бриттена не избежал и общеевропейских влияний. В его произведениях можно обнаружить следы самых разнообразных влияний: Малера, Дебюсси, Берга, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича. Музыкальное мышление композитора вполне современно. Поэтому в его сочинениях 12-тонные темы, сложные политональные комплексы могут мирно сосуществовать с песенными темами и ясной гармонией.

В музыке Бриттена почти нет цитирования подлинных английских напевов, однако он создавал собственные мелодии, близкие народным. Важной для композитора была опора на жанры народной музыки: кэтч, раунд, кэрол. С национальными традициями Бриттена связывает тяготение к жанрам и формам XV-XVI веков: вариации, сюита, граунд. Стремление к жанровой определённости – одна из важных индивидуальных особенностей музыкального мышления и стиля Бриттена.

 

 

4 курс инструменталисты

Г.В. Свиридов «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956)

Есенин вместе с Пушкиным являются главными поэтами в творчестве Свиридова. Оратория для тенора, хора и симфонического оркестра. В «Поэме» чувствуются черты русской классической кантаты (Танеев, Рахманинов).

Эпиграф к «Поэме»:

«…Более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла».