Вступление.

Характеристика творчества.

Последний период творчества.

Зрелый период творчества.

Годы молодости.

Детские и юношеские годы.

Родился в Петрограде. В 1917 г. начал учиться в гимназии Шидловской и одновременно в музыкальной школе. В 1919 г. поступает в Петроградскую консерваторию по классам специального фортепиано (Николаев) и композиции (Штейнберг). Окончил в 1923 и 1925 гг. Первая симфония – дипломная работа.

 

Дружит с Мейерхольдом, ТРАМ, пишет музыку к кинофильмам и ультрамодернистские «Афоризмы». В 1927 г. симфония № 2 и опера «Нос» по Гоголю. В 1934 г. – опера «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову) – шквал критики: «сумбур вместо музыки». В связи с этим Шостакович отложил исполнение симфонии № 4 на 25 лет.

 

1937 г. – симфония № 5, 1-ый струнный квартет. Симфонии № 7 и 8 как отражение ВОВ. В 1943-44 гг. Работает профессором Московской консерватории по классу композиции. В 1945 возвращается в Ленинград. Разочарование Сталиным симфонией № 9. Симфония № 10, 5-ый квартет – инициалы DSCH. 1957 г. – симфония № 11 «1905», 1961 г. – симфония № 12 «1917»; 8-ой квартет – «Памяти жертв войны м фашизма». 1962 г. – премьера симфонии № 4.

 

Произведениям этого периода характерен мрачный пессимизм – 11-й квартет, виолончельный концерт № 2, симфония № 14. 1972 г. – чисто инструментальная симфония № 15; 15-й квартет из семи медленных частей. Последнее произведение композитора – альтовая соната.

Образные сферы: нервная напряжённость, субъективизм, трагика, гротеск, сатира, лирика. Мелодика инструментального типа. Своеобразная ладовая система: понижение ступеней в миноре, возрождение старинных диатонических ладов, необычная ладовая переменность, 12-тоновые ряды. Полифонические приёмы; медленные темпы, простой метр, ритм .

Жанровое наследие: 15 симфоний; 15 струнных квартетов; 2 оперы; балеты, 2 фортепианных, 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта; ораториальные и хоровые произведения; множество вокальных сочинений на слова Шекспира, Цветаевой, Микеланджело, Достоевского, Бернса, Чёрного, Лермонтова, Блока, Пушкина + циклы «Из еврейской народной поэзии» и 6 романсов на слова японских поэтов; множество пьес для фортепиано (24 прелюдии и фуги, фортепианный квинтет, «Афоризмы»); музыка к кинофильмам, спектаклям.

 

Д.Д. Шостакович. Симфония № 14. (1969 г.)

Для сопрано, баса и камерного оркестра. 11 частей предстают как ряд экспрессивно-трагических картин смерти. Противостоянием злу выступают деяния человека во имя справедливости, смерти – действенность творческого начала. Выбор стихов определялся богатством образных ассоциаций при экономии средств. Прообразом симфонии № 14 Шостакович считал «Песни и пляски смерти» Мусоргского. В 11 картинах композитор как бы исследовал различные лики смерти.