Урок с использованием ИКТ.
Конкурс «Зов времени».
«Базы данных. Системы управления базами данных»
Тема: Базы данных. Системы управления базами данных.
Тип урока: комбинированный урок.
Изучаемые вопросы:
1. Определение информационной системы.
2. Определение БД И СУБД.
3. Типы СУБД.
4. Реляционная СУБД. Таблица, запись, поле.
5. Знакомство с СУБД Ms Access.
Основные объекты СУБД Ms Access.
Создания таблиц.
Типы данных и их свойства.
6. Выполнение практических работ.
7. Закрепление нового материала.
8. Итоги урока.
Цель урока: формирование основных понятий и умений по теме «Базы данных».
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с понятиями: информационно-поисковая система, база данных, с классификацией БД;
показать практическое применение теоретического материала;
дать первоначальные умения по работе с базой данных Microsoft Access.
Развивающие:
способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации;
развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;
продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.
Воспитательные:
воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету через показ практического применения темы;
воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;
воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе
Средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, набор ЦОР.
Программное обеспечение: Ms Access, Ms PowerPoint 2007, Media Player Classic (или Adobe Flash Player).
Используемые ЦОР:
№ | Название ЦОР | Тип ЦОР | Формат | Назначение |
Урок с использованием ИКТ | Слайд (интерактивный) | pps | Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся. | |
Окно базы данных в СУБД Access | Слайд (интерактивный) | swf | Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся | |
Ввод и просмотр данных в режиме таблицы в СУБД Access | Слайд (интерактивный) | swf | Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся | |
Основные объекты базы данных в СУБД Access | Слайд (интерактивный) | swf | Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся | |
Основные типы данных в СУБД Access | Слайд (интерактивный) | swf | Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся | |
Создание таблиц в режиме конструктора таблиц в СУБД Access | Слайд (интерактивный) | swf | Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся | |
7. | Практическая работа № 1 «Создание таблицы» | Текстовый документ | doc | Карточка для выполнения практической работы для учащихся |
8. | Практическая работа № 2 «Создание формы» | Текстовый документ | doc | Карточка для выполнения практической работы для учащихся |
Основные этапы урока:
Ход урока | Время (мин.) |
1. Организационный момент (приветствие и проверка отсутствующих) | |
2. Цель и план работы на уроке | |
3. Введение знаний. | |
4. Выполнение практических работ на компьютере | |
5. Подведение итогов обучения | |
6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению |
Содержание:
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников | |||
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! - Садитесь. - Есть ли отсутствующие? | - Здравствуйте! Садятся. Называют отсутствующих. | |||
2. Цель и план работы на уроке | - Мы сегодня с вами познакомимся с одним из средств хранения большого объема информации. В начале занятия я вам предлагаю разгадать кроссворд. Разгадав его, мы узнаем тему сегодняшнего урока. (Показ презентации «Урок с использованием ИКТ»)
Вопросы к кроссворду:
![]() | Отвечают на вопросы. Записывают дату и тему урока. | |||
3. Введение знаний | Показ презентации «Урок с использованием ИКТ».
Представьте себя в роли директора нашей школы. Смогли бы вы упомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведении учеников? А домашний адрес, место работы родителей, состояние здоровья каждого ученика и т. д. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива. Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива?
С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память компьютера данные и потом с ними работать (осуществлять поиск, дополнять и изменять сведения). И были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все эти операции. Они получили название – информационно-поисковые системы. Сейчас они применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах, библиотеках и так далее.
Рассмотрим с вами ситуацию с руководителем большого коллектива. Каждый из вас, кто посещает библиотеку, знает, как приходится порой долго искать в каталоге необходимую книгу, особенно, если не знаешь точно название книги и автора. Приведенные мной ситуации имеют много общего: в большом количестве данных мы ищем ту информацию, которая необходима в данный момент. В обеих ситуациях речь фактически идет о множестве однотипных объектов. Для каждого из этих объектов существенными являются значения лишь некоторых признаков. Что вы считаете для учеников признаками?
Поиск информации можно поручить компьютеру. Для этого были созданы программы – информационно-поисковые системы.
![]() ![]() ![]()
|
(В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников.)
(Рост, фамилия, имя, отчество, адрес местожительства, год рождения и т. д.)
Записать определение ИПС.
БД классифицируются:
1. по характеру хранимой информации
а) фактографические (краткая информация в одном формате: картотека)
б) документальные (всевозможные документы – тексты, графика, видео, звук и т. д.: архив)
2. по способу хранения данных
а) централизованные (вся информация хранится на одном компьютере – на сервере)
б) распределенные (информация хранится в локальной или глобальной сети)
3. по структуре организации данных
а) реляционные – табличная (используется наиболее часто и является универсальным)
б) иерархические
в) сетевые
Запись – информация об одном объекте.
Поле – характеристика объекта (атрибут)
Имя поля – название поля (заголовок)
Тип поля определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.
Первичный ключ в БД – это поле или совокупность полей, значение которого не повторяется у разных записей.
Основные объекты БД:
1.Таблицы – основная часть любой БД (состоит из строк – записей и столбцов – полей).
2. Запросы – используются для выборки, поиска, сортировки данных.
3. Формы – используются для удобного представления и ввода информации на экране.
![]() ![]() ![]() ![]() | |||
4.Первичное закрепление знаний в виде выполнения практической работы. | - А сейчас я вам предлагаю закрепить полученные сегодня знания, выполнив две практических работы. | Выполняют практические работы за компьютерами. | |||
5. Подведение итогов обучения | Просмотр презентации (продолжение). Итак, вы научились создавать и заполнять таблицы, вносить информацию через форму. Давайте подведем итог сегодняшнего занятия. Что понимают под ИПС? Что такое БД и СУБД? Какой тип базы данных мы сегодня изучили? Что для него характерно? Назовите основные объекты базы данных Ms ACCESS. | Отвечают на поставленные вопросы. | |||
6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению | §10,§11 Задание: Определите структуру (состав полей), ключи, типы и формат полей для реляционных баз данных под такими названиями: а. Страны мира б. Мои одноклассники в. Кинофильмы г. Телефонный справочник д. Мои посещения врача | Записывают домашнее задание. |
Интерактивные пособия (ЦОР) взяты c сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://www.school-collection.edu.ru