Основная часть

 

 

Курсовая работа содержит, как правило, три главы, каждая из которых делится на 2-3 параграфа или не делится на параграфы (по согласованию с руководителем, но в основном это не является целесообразным). Части курсовой работы должны быть соизмеримыми - глава – около 5—8 с. с выводами после каждой главы – 1 абзац, параграф – 2—4 с.

При этом недопустимо, чтобы название одного из разделов или подразделов дублировало название курсовой работы или состояло более чем из одного предложения. Каждая глава посвящается решению задач, сформулированных во введении, и в обязательном порядке заканчивается выводами с выделением в тексте перед выводами курсивом или полужирным шрифтом слов «Выводы. ….», «Таким образом, ….» или «Итак, ….». Выводы по главам и выводы, формулируемые в заключении работы, не должны полностью дублироваться.

Окончательная структура основной части устанавливается по согласованию с руководителем курсовой работы.

Первая глава носит теоретический характер. В ней, на основе изучения работ белорусских, российских и зарубежных авторов, мировой практики, методов решения проблемы излагается сущность и содержание исследуемых категорий и определяются основные понятия. Определяется степень разработанности проблемы, делается краткий обзор и критический анализ научной литературы с упоминанием фамилий белорусских, российских и иностранных авторов по теме исследования и указанием работ в списке использованных источников, ссылка на которые обязательно приводится в тексте работы. Рассматриваются различные подходы к объекту исследования.

Результатом работы над первой главой является раскрытие автором теоретических основ проблемы, более глубокое, чем то, которое предусмотрено в рамках лекционного материала и учебных пособий по дисциплине, по которой выполняется курсовая работа.

Вторая глава носит расчетно-аналитический характер. В ней излагаются результаты анализа функционирования и развития предмета исследования, дается характеристика состояния, особенностей, тенденций и проблем развития исследуемого объекта. Она может содержать, например:

- анализ мирового опыта в той или иной сфере международных экономических отношений и мировой экономики, в решении исследуемой проблемы;

- анализ мирового рынка отдельных товаров с точки зрения оценки возможности конкурентоспособного экспорта национальных товаров, его влияния на эффективность экономики страны;

- анализ динамики и эффективности международных экономических связей Республики Беларусь в целом или с отдельными странами, группами стран, регионами, в разрезе отдельных мировых рынков или отраслей;

- оценку методов осуществления внешнеэкономической деятельности в целом или отдельных ее составляющих, форм внешнеэкономических расчетов с зарубежными партнерами, методологических основ создания рыночной экономики в Республике Беларусь в сопоставлении с мировой практикой;

- анализ эффективности интеграционных процессов на примере отдельных регионов мира, анализ форм и методов осуществления внешнеторговой политики в зарубежных странах и их интеграционных группах с целью использования данного опыта в условиях Республики Беларусь;

- анализ системы организации и управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия, банка, отрасли, региона, страны;

- анализ эффективности участия предприятия, банка, финансового учреждения или их подразделений, а также страны, включая Республику Беларусь, ее региона или отдельных отраслей в мирохозяйственных связях.

Длительность анализируемого периода для стран и регионов должна составлять не менее 5-ти последних лет; для предприятий – не менее 3-х лет.

Третья глава является проектной (прикладной, конструктивной). В ней на основе выводов, полученных в предыдущих разделах работы (изучение теории, мирового опыта и анализ состояния и проблем), студент:

- разрабатывает практические рекомендации по совершенствованию организации и управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, фирмы, организации, учреждения, отрасли, региона, страны, группы стран;

- вносит рекомендации по использованию зарубежного опыта в условиях Республики Беларусь с обоснованием возможности его применения и ожидаемых результатов;

- c помощью экономических расчетов доказывает обоснованность направлений совершенствования организации ВЭД предприятия, отрасли, экономики Республики Беларусь;

- оценивает перспективы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь с тем или иным регионом мира, страной;

- разрабатывает комплекс мероприятий по расширению присутствия конкретных белорусских товаров на мировом рынке;

- обосновывает предложения по совершенствованию внешнеэкономической политики Республики Беларусь;

- составляет бизнес-план для конкретных инвестиционных проектов с использованием иностранного капитала и т.д.

Не следует перегружать работу длинными цитатами из авторитетной публикации. При проведении курсового исследования студент не должен ограничиться только констатацией фактов, а обязан выявить тенденции развития; вскрыть противоречия и проблемы; определить недостатки и причины, их обусловившие; сравнить различные точки зрения, показать совпадения и расхождения; сделать доказательные выводы; наметить возможные пути их устранения и возможности применения мирового опыта. Курсовая работа не должна носить повествовательный характер — от студента требуется умение четко и ясно, точно и кратко изложить материал, анализируя различные точки зрения, обосновывая авторскую интерпретацию, подкрепляя ее конкретными практическими примерами, экономическими расчетами, иллюстрируя таблицами и рисунками (приложение Г). Также студенту необходимо высказать собственное мнение и отношение к изучаемым сторонам проблемы.

Написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, чем ее раскрытие в учебной литературе, поэтому не рекомендуется использовать учебники/учебные пособия по данной тематике. Не следует излагать материал в форме общих, трафаретных рассуждений, механического переписывания готовых положений из источников.

Независимо от наличия рисунков и таблиц в приложениях, в тексте каждой главы должны присутствовать рисунки и таблицы, иллюстрирующие ее содержание. Таблицы и рисунки используются для наглядности, доходчивости и уменьшения физического объема текста, располагаются сразу под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка или на следующей странице. На все таблицы и рисунки в тексте должны быть приведены ссылки, при этом пишется слово «таблица» или «рисунок» с указанием номера. Нумерация таблиц и рисунков производится раздельно цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы либо в пределах раздела (главы). Пример – в соответствии с таблицей 2.1 (первая таблица второй главы), или см. таблицу 2.1 (при повторных ссылках) , или (таблица 5) (пятая таблица по всей работе).

Таблицы и рисунки должны быть понятны и доступны для интерпретации. В них необходимо указывать название, единицы измерения, подписывать каждую ось диаграммы и каждый столбец и строку таблицы, ставить прочерки (тире) при отсутствии данных в отдельных ячейках таблицы. В таблице необходимо использовать шрифт 12—13 pt.

Заголовок таблицы (приложение Г) печатают над таблицей слева без абзацного отступа полужирным шрифтом 12—13 pt, отделяя номер (арабскими цифрами) от названия знаком тире (без точки!). Заголовок отделяют от предыдущего текста одной пустой строкой. Примечание к одной из ячеек, строк таблицы оформляется как сноска внизу страницы и нумеруется арабскими цифрами со скобкой. Примечание ко всей таблице со ссылкой на список использованных источников помещается сразу под таблицей (шрифт TNR, размер 12 pt, с абзацного отступа, по ширине страницы, с точкой в конце). Между примечанием и последующим текстом оставляют одну пустую строку. При делении таблицы на части и переносе их на другую страницу, над последующими частями пишут слева «Продолжение таблицы 2.3» (если таблица будет продолжаться и на следующей странице) или «Окончание таблицы 5» (если таблица заканчивается на данной странице) жирным шрифтом размера 12—13 pt. При этом графы и (или) строки первой части таблицы нумеруют арабскими цифрами и на последующих страницах в таблице проставляют лишь нумерацию граф и срок без их названия.