Человечества.

План.

§1. Место русской философской мысли в духовной истории человечества.

§2. В.С. Соловьев. Судьба, философия, концепция предназначения России.

§3. Философия Н.А. Бердяева.

§4. Лев Шестов.

§5.Философия космизма.

 

 

§1. Место русской философской мысли в духовной истории

 

1.1. Актуальность русской философии для современного общества. Причин сегодняшнего обращения к русской философии и ее истории много. Главное, - это «оживление» национальной памяти: потребность знать не только фактологическую, но и духовную историю своей Родины. Российское общество сегодня уходит от того беспамятства, которое предвидел после Октябрьской революции Иван Бунин: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то ... жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье»[77]. На поверхности сегодняшней общественной жизни обнаруживается стремление преодолеть «печальное опоздание» в усвоении российского культурного наследия. Долгое время имена и произведения крупнейших мыслителей, получивших в мире признание и славу - Вл.С. Соловьева, Н.Ф. Фёдорова, Н.А. Бердяева, Л. Шестова и других, были неизвестны. Сегодня имена, идеи возвращаются. Полным ходом идет процесс обогащения российского общества позитивными знаниями об истории русской философской мысли. Эта история перестает быть одномерной, подстриженной под пресловутую «классовую борьбу» и «всемирно-историческую победу пролетариата», она предстает перед нами объемной, невероятно богатой, обладающей большой философской и общекультурной ценностью. В последнее время появилось множество источников, свидетельствующих об этом; изданы и издаются произведения П. Чаадаева, Вл. Соловьева, возвращаются из эмиграции работы Н. Бердяева, С. Булгакова, Л. Шестова, Н. Лосского и других.

 

1.2. Практическая ценность русской философии. Эта потребность в «оживлении» национальной памяти имеет не только теоретический и познавательный характер, но и практическую ценность. Многие сегодняшние проблемы - судьбы и назначения России, места и роли интеллигенции и ее отношения с народом и власть., организации общественной жизни и способов ее реорганизации - оказываются не новыми; они ставились и получали интересные решения в истории русской мысли. В этом отношении важны переизданные книги: «Проблемы идеализма» (1902 г.), «Вехи» (1909 г.) и «Из глубины» (1918 г.). Это сборники статей Бердяева, Франка, Булгакова, Струве и других. С их критики (В.И. Лениным в том числе) в развитии русской мысли был начат поворот, который привел к отторжению огромного духовного багажа нации. Оказались непонятыми, например, такие призывы авторов сборников, как:

- отказаться от борьбы против внешних форм устроения жизни, и посвятить себя умножению духовной культуры, ценностей;

- сделать главной задачей сохранение традиций, дабы любой ценой не допустить скачков в истории, чреватых кровью и разорением культуры;