Философия Френсиса Бэкона.

А. Материалистический сенсуализм.

План.

§ 1. Сенсуализм.

§ 2.Рационализм.

§ 3. Просветительство.

 

0.1. Дух Нового Времени. XVI - XVIII в.в. - эпоха интенсивного разложения феодальных отношений в Европе и становления промышленного капитализма. В этот период церковь непоправимо теряет свой авторитет непререкаемого арбитра в мировоззренческих вопросах. Повсеместно усиливаются тенденции свободомыслия и явного атеизма. Параллельно этому происходит становление экспериментальной науки Нового Времени - науки Галилея и Ньютона. Во всех слоях общества крепнет убеждение во всесилии человеческого разума и в ничтожности веры.

 

0.2. Рационализм и сенсуализм. Следуя духу времени, европейская философия XVI XVIII в.в. сосредотачивает свое внимание прежде всего на вопросах теории познания, пытаясь оценить потенциальные возможности человеческого разума. Здесь формируются две основные философские школы Нового Времени - сенсуалисты, считавшие единственным источником наших знаний о мире наши ощущения, и рационалисты, считавшие, что все знания о мире заведомо содержатся в нашем разуме, и задача заключается в том, чтобы извлечь их оттуда.

 

0.3. Просветительство. Параллельно этому ряд философов занимается поиском путей приведения существующей социальной действительности в соответствие с требованиями разума. Данное направление в философии XVI - XVIII в.в. получило наименование Просветительства.

 

§ 1. Сенсуализм.

Основная посылка сенсуализма - «ощущения есть единственный источник наших знаний о мире» - приводила различных философов как к материалистическим, так и к идеалистическим выводам. В связи с этим в философии XVI - XVIII в.в. можно выделить (А) материалистический сенсуализм и (Б) идеалистический сенсуализм.

 

Ф.Бэкон (1561 - 1626) - представитель английской философии, родоначальник эмпиризма.

 

1.1.1. Прагматическая направленность философии Бэкона. Знание, по Бэкону, должно приносить пользу людям. Порывая со средневековой философской традицией, Бэкон отрицал самоценность знания и противопоставлял схоластическому знанию ради знания знание ради действия. «Знание - сила», - автором данного афоризма является Бэкон.

 

1.1.2. Сенсуализм Бэкона. Источником наших знаний, по Бэкону, являются человеческие ощущения. Не видя, не слыша, не осязая, не обоняя, не вкушая, человек не способен получить ни малейшего представления не только о внешнем мире, но и о своей собственной природе.

 

1.1.3. Учение об идолах. Человек воспринимает мир таким, каков он есть в действительности. Однако в силу ряда сопутствующих ощущению обстоятельств, наше восприятие мира искажается и загрязняется всяческими измышлениями, суевериями, глупостями, сознательным обманом и самообманом. Все то, что препятствует познанию мира, Бэкон именовал идолами, выделяя четыре их разновидности:

а) идолы рода - заблуждения, проистекающие из несовершенства человеческих органов чувств (слабость зрения, слуха, интеллектуальная ограниченность, провалы в памяти и т.д.).

б) идолы пещеры - заблуждения, проистекающие из особенностей человеческого характера и воспитания (гневливость, страстность, самообман, восприятие желаемого в качестве действительного и т.д.).

в) идолы площади - заблуждения, проистекающие из несовершенства человеческого языка (споры о словах, оговорки, неправильное истолкование чужих мыслей и т.д.).

г) идолы театра - заблуждения, порождаемые слепой верой людей во всевозможные авторитеты - философские, религиозные, научные, политические.

Бэкон усматривает одну из задач философии в очищении человеческих знаний от идолов.

 

1.1.4. Материализм Бэкона. Человеческие ощущения, по Бэкону, однозначно свидетельствуют о существовании внешнего мира. Причем, не мир соответствует нашим ощущениям, а ощущения - миру. Изменяя мир, мы изменяем свои ощущения о мире, но изменяя ощущения мы не можем изменить мир.

 

1.1.5. Теория индукции. Всякое человеческое восприятие, по Бэкону, свидетельствует о каком-то событии, происходящем во внешнем мире. Задача познания - не предвосхищать события, а систематизировать их. В этом отношении теории и общие понятия играют, по Бэкону, ту же роль, что и систематические каталоги в библиотеках: с их помощью человеку легче ориентироваться в море накопленных знаний.

В качестве универсального метода обобщения знаний о мире, данных нам в ощущениях, Бэкон рассматривал умозаключение от частного к общему или индукцию.

 

Пример индуктивного умозаключения: