Управление качеством продукции

Управление проектом

Управление проектом — это управленческая деятельность по точной, детальной разработке модели мероприятий для реализации конкретных задач и достижения цели. Данный вид управления может применяться по отношению к любому виду деятельности.

Исходное условие применения проектного управления — определение цели, которая должна содержать в себе долю новизны. Далее цель разбивается на составные части, в соответствии с которыми определяются дальнейшие виды работ. Данные виды работ на основе моделирования примеряются к сложившимся условиям, в результате чего рассчитывают риски и возможные варианты решений. Впоследствии данная модель (новация) воплощается на практике, при этом подвергаясь дальнейшим корректировкам («обкатка» разработанного проекта).

После окончательного утверждения и затем реализации - проекта необходим контроль соответствия запланированных показателей реальным. Отклонения между ними фиксируются документально, и определяется уровень достижения намеченных целей. Итог проектной деятельности — создание фактической модели (инновации).

Выделяют следующих участников проекта:

1. Инициатор проекта (выдвигает основную идею и инициативу); часто это заказчик, но может быть любой человек

2. Заказчик — физическое или юридическое лицо, заинтересованное в достижении цели проекта, его результатах; он определяет требования, выделяет средства на разработку проекта, заключает договор с его участниками и отвечает за результаты проекта.

3. Руководитель проекта — человек, управляющим разработкой, несущий ответственность за выполнение перед заказчиком. Иногда руководством проекта может заниматься проектная организация, но ответственность несет только один человек.

4. Команда проекта — группа участников, работающих под началом руководителя проекта, занимающаяся исполнением заказа. Члены команды проекта должны иметь профессиональный уровень, соответствующий решаемым задачам.

Каждый проект имеет свой жизненный цикл, состоящий из двух этапов: разработки и реализации проекта. Фаза разработки включает осознание и разработку целей проекта, а также определение полномочий и другу подготовительную работу. Фаза реализации заключается в воплощении в реальность намеченных планов.

Качествоэто совокупность характеристик объекта, его способность удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям. Качество продукции приобретает все большее значение в связи с интеграцией рынка и постоянно возрастающими требованиями потребителей.

Управление качеством — это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции, а также взаимодействием с внешней средой. В мире разрабатываются системы качества продукции, их насчитывается уже несколько сотен.Их общая задача — выпуск товаров, соответствующих требованиям потребителей по всем параметрам.

В теории управления качеством продукции выделяют следующие категории:

1) объект управления качество продукции (как вся совокупность свойств, так и определенная их часть или отдельное свойство);

2) цель управления — поддержание качества продукции в соответствии с экономическими интересами производителя (затратами, рентабельностью) и потребителя (уровнем благосостояния, модой), требованиями безопасности и экологичности продукции;

3) субъект управления — управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить качество;

4) методы и средства управления — способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого качества.

С1997 г. в России начали разрабатываться системы качества в соответствии с требованиями международной организации по стандартизации ИСО. В стандартах 9000-9004 Международной системы ИСО даются общие требования по разработке систем качества. Данные стандарты переведены на русский язык, носят название ГОСТ Р/ИС0 9001 (2000 г.). В соответствии с ними, если предприятие не может освоить всю систему полностью, оно может внедрять ее поэтапно, обособленно на каждый процесс. Внедрение сертифицированных систем качества дает предприятию значительные преимущества.

Основополагающий принцип любой системы качества — постоянное совершенствование качества продукции, а иначе затраты на нее будут бессмысленны из-за постоянно возрастающих требований покупателей. Наибольшее распространение во всем мире и в России получили такие системы качества, как QMS (Quality Management System) и TQM (Total Quality Management).