Веб-службы

Веб-служба– виртуальный агент, предоставляющий услуги через Интернет.

Воспользоваться услугами веб-служб можно следующим образом. ПО системы электронной коммерции, в качестве которого может выступать, например, ПО банкомата или интернет-магазина, сначала осуществляет поиск соответствующей веб-службы в реестре UDDI, а потом посылает по указанному в описании веб-службы адресу запрос. Веб-служба принимает запрос и выполняет действия, возвращая ответ с результатами обработки запроса.

Например, компания, специализирующаяся в поставках грузов, может создать веб-службу, с помощью которой ее клиенты будут подсчитывать стоимость доставки при известном весе груза, начальной и конечной точках маршрута, сроках и других условиях доставки. Любой интернет-магазин, используя эту веб-службу, может автоматически подсчитать, сколько ему нужно запросить с покупателя за доставку. Опросив несколько соответствующих веб-служб интернет-магазин может выбрать наиболее экономичный способ доставки.

Для автоматизации использования веб-служб их программные интерфейсы должны быть детально описаны. Описание может включать такую информацию, как протокол взаимодействия, определение методов обращения к каждой веб-службе, форматы сообщений, протоколы сообщений, протоколы безопасности, список доступных операций и т.п.

Такое описание составляется с использованием языка WSDL. Это язык, на котором описывается веб-служба для опубликования в реестре UDDI. С его помощью отражаются особенности интерфейса и реализации веб-служб.

Описание языка WSDL можно найти на сайте компании Microsoft по адресу http://www.msdn.microsoft.com/xml/general/wsdl.asp/.

Стандартизация веб-служб позволяет организовать электронную торговую площадку, которая будет состоять из присутствующих в Интернете веб-служб (регистрация покупателей, управление каталогом товаров, организация закупки и отслеживание доставки товаров от поставщиков, ведение виртуальной корзины покупателя и определение стоимости покупки, конвертирование валют, прием платежей и т.п.). При этом нет необходимости вкладывать значительные средства в построение электронной торговой площадки: для этого будут задействованы готовые веб-службы, а оплата будет осуществляться по мере их использования. Если какая-либо веб-служба перестанет устраивать, то ее можно легко заменить на другую, выполняющую те же самые функции, но предоставленную другой компанией. Таким образом, использование технологии веб-служб делает возможным создание нового класса ПО, более гибкого по сравнению с существующим.

Пример. В августе 2002 г. компания ААА, используя веб-службы сторонних компаний, запустила самый крупный на сегодняшний день туристический портал. Пользователь, вместо совершения последовательных шагов по заказу авиабилета, гостиницы и проката автомобиля через Интернет, может все это проделать в рамках одной-единственной транзакции.

В рамках концепции веб-служб основные принципы разработки и эксплуатации «классического» ПО – модульность и стандартизация, переносятся на архитектуру и средства реализации Интернета со всеми вытекающими отсюда организационными и экономическими преимуществами (рис. 10).

Рис. 10. Организационные и экономические преимущества использования веб-служб

В настоящее время предприятия вынуждены тратить значительные средства на разработку собственных информационных систем, глобальная стандартизация избавляет от их от такой необходимости. Например, в отношении такого элемента информационной системы, как система приема платежей, в масштабах мировой экономики, можно ограничиться использованием нескольких веб-служб.

В ситуации, когда переход к использованию конкурирующей веб-службы не будет требовать материальных и временных затрат (возможно, что для приема каждого платежа, биллинг будет выбираться динамически) платежные системы, предоставляющие соответствующие услуги, будут находиться в состоянии абсолютной конкуренции. Следовательно, они будут заинтересованы в постоянном улучшении качества своих услуг. Это будет подталкивать их к постоянному внедрению наиболее совершенных технологий организации взаиморасчетов, что не под силу предприятиям других сфер деятельности (для которых организация взаиморасчетов не является основной деятельностью).

Так будет происходить международное «горизонтальное» разделение труда – разделение труда на базе отдельных составляющих бизнес-процесса. В процессе внедрения технологий веб-служб в различные сферы деятельности самостоятельная разработка информационных систем (в данных сферах деятельности) предприятиями станет окончательно невыгодна: в силу стремительного изменения средств программного и аппаратного обеспечения собственные разработки будут морально устаревать уже на этапе проектирования.