Внешняя политика.

Советским руководством была предложена идея мирного сосуществования государств с различным социальным строем, был сделан вывод о возможности предотвращения мировой войны.

В 1955 г. были восстановлены отношения с Югославией и установлены дипломатические отношения с ФРГ. Советская Армия была сокращена на 2,5 млн. человек, уменьшены расходы на оборону. В 1958 г. СССР в одностороннем порядке прекратил испытания ядерного оружия. В 1961 г. возникла кризисная ситуация в Центральной Европе, была построена берлинская стена, ставшая символом политического разделения мира на Восток и Запад. В октябре 1962 г. произошёл Карибский кризис, в результате которого мир был поставлен на грань ядерной катастрофы. В итоге интенсивных контактов между руководством СССР и США кризис был преодолен.

В 1963 г. СССР, США и Англия подписали Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия на земле, под водой и в космосе. Следует заметить, что накопление атомного оружия постепенно подводило политических деятелей в мире к пониманию необходимости отхода от военного противостояния и политики «холодной войны». Вместе с тем, в стратегическом плане мирового развития политическое руководство ведущих капиталистических стран и СССР оставалось на старых позициях.

 

2. Внутреннее развитие СССР в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

В 1964-1982 гг. пост Генерального секретаря ЦК КПСС занимал Л.И. Брежнев, уделявший большое внимание укреплению политического влиянии коммунистической партии. Конституция СССР, принятая в 1977 г., закрепила особую роль КПСС как руководящей силы советского общества.

В сфере экономики в 1960-1980-е гг. были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ.

Мартовский пленум ЦК КПСС 1965 г. сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством, был снижен план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет. Сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. В 1969 г. был принят Примерный Устав колхозов: расширял хозяйственную самостоятельность колхозов, сохранил за колхозниками право на подсобное хозяйство, приусадебный участок, личный скот и птицу. В мае 1982 г. была принята продовольственная программа, которая представляла собой систему мер, охватывающих все основные стороны агропромышленного комплекса.

В совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965г. «Об улучшении управления промышленностью» и от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» ставились задачи реформирования данного сектора экономики. Суть реформы: усиление экономических рычагов, расширение самостоятельности предприятий на основе хозрасчета, сокращение числа директивных плановых показателей, сохранение в распоряжении предприятий большей доли прибыли.

Уже в 1966-1967 гг. стали проявляться непоследовательность и половинчатость реформы. В начале 1970-х гг. от реформы практически полностью отказались, валовые показатели стали вновь играть ведущее место в экономической жизни.

В 1970-1980-х гг. в качестве важнейшего элемента экономической политики выдвигалось на первый план развитие науки и техники, затраты на их развитие выросли более чем в три раза, численность научных работников увеличилась вдвое. Были созданы научно-производственные объединения (НПО), которых в 1985 г. насчитывалось 250. Они были специально предназначены для создания новейших образцов техники. Однако ведущую роль играли разработки для обороны, в силу того, что страна была втянута в широкомасштабную гонку вооружений. Гражданские предприятия не давали должного эффекта. Машиностроение развивалось на среднем уровне всей индустрии. А по производству и использованию в народном хозяйстве новейшего электронного оборудования как решающего условия научно-технического прогресса, СССР значительно отставал от США и других европейский стран.

XXV съезд КПСС определил 10 пятилетку (1976-1980) как «пятилетку эффективности и качества», однако промышленность, сельское хозяйство, строительство в девятой, десятой и одиннадцатой пятилетках с планами не справились. Причем по важнейшим показателям итоги второй половины 70-х годов были значительно ниже, чем в начале десятилетия. Это признавалось на самом высоком уровне.

В то же время за эти годы было построено более 9 тыс. новых промышленных предприятий, в том числе Атоммаш, КамАЗ, введены в строй крупнейшие в мире Красноярская, Братская ГЭС, Канско-Ачинский и Экибастузский топливно-энергетические комплексы.

В мировом экономическом развитии СССР занимал второе место в мире и первое место в Европе, выпуская более 20 % мировой промышленной продукции. К 1985 г. СССР вышел на первое место в мире по производству чугуна, стали, минеральных удобрений, добыче нефти и газа. Общий уровень промышленности по отношению к США увеличился с 50 % в 1960 г. до 80 % в 1985 г.

В социальной сфере: с 1961 по 1985 гг. было построено 34 млн. новых квартир, реальные доходы населения выросли в 2,5 раза, при этом сохранялись стабильные и низкие цены на товары народного потребления. Снабжение населения продуктами питания и изделиями лёгкой промышленности достигло своего максимума. Граждане страны с определенными трудностями, но все-таки удовлетворяли свои потребности в товарах широкого потребления. Главная проблема была не в отсутствии товаров, а в их низком качестве, поэтому покупатели старались закупить импортные вещи и даже продукты питания.

Был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию.

Делались серьезные финансовые инвестиции в медицину, образование, спорт, отдых.

Уровень жизни в СССР постоянно повышался до середины 1970-х гг., а затем более чем пятилетие не снижался. Реально жизненный уровень стал падать лишь с начала 1980-х гг.

Этот период явился периодом наибольших достижений Советского государства в области экономики, социальной и научной жизни. Национальное богатство страны, несмотря на тяжелые испытания, выросло по сравнению с 1913 г. почти в 50 раз. Однако со второй половины 1970-х гг. стали все более ощутимыми признаки экономического кризиса, проявилась неспособность политического руководства реагировать на динамично меняющиеся обстоятельства.

 

3. Внешняя политика СССР в 1970-е - первой половине 1980-х гг.

 

Советская внешняя политика осуществлялась по следующим основным направлениям; развитие отношений с социалистическими странами; поддержание отношений с развитыми капиталистическими странами; укрепление отношений со странами "третьего мира" - развивающимися государствами; борьба за предотвращение мировой войны, сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США.

Отличительной особенностью взаимоотношений СССР с социалистическими странами было то, что все большее значение приобретало экономическое сотрудничество и политические консультации. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией.

В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Одним из основных направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами были строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Союз", космическая программа "Интеркосмос", строительство промышленных предприятий в разных странах.

Не менее активно шло сотрудничество и в рамках Организации Варшавского Договора (ОВД). Практически ежегодно в 1970-1980-е гг. проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД действовал Политический консультативный Комитет министров обороны.

Вместе с позитивным процессом сотрудничества в некоторых странах возникали кризисные ситуации, например, в Чехословакии (1968), Польше (начало 1980-х гг.)

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. Так, с Югославией СССР поддерживал сдержанное сотрудничество, с Китайской Народной Республикой находился в жесткой конфронтации.

Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 1960-х гг. начали развиваться советско-французские экономические связи.

Во второй половине 1970-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза.

В мае 1972г. в Москву прибыл президент США Р. Никсон. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках.

Пиком «разрядки» было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе в 1975 г. Был подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и мире.

Однако с начала 1980-х гг. произошло резкое ухудшение отношений СССР с США и их союзниками по НАТО. Новый президент США Р. Рейган объявил СССР «империей зла» и провозгласил «крестовый поход» против коммунизма.

В начале 1980-х гг. практически прекратились конструктивные контакты с западными странами, шла форсированная гонка вооружений.

В Юго-Восточной Азии советское руководство поддерживало повстанческие движения в различных странах, прежде всего в Лаосе и Камбодже. Однако здесь его влияние постепенно стало падать и уступать китайскому, которое возрастало в силу территориальной близости и наличия в этих странах большого количества этнических китайцев.

В 1960-1970-е гг. СССР поддерживал различные антиимпериалистические группировки в Африке (Ангола, Эфиопия, Мозамбик), а также лидеров некоторых стран, проводивших дружественную СССР политику.

Крупный международный кризис разразился в 1979-1980 гг. из-за ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Афганские события понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической сферы.

 

4.Политические и экономические реформы 1985-1991 гг. Распад СССР.

 

В первой половине 1980-х гг. застойные явления в экономике стали перерастать в предкризисные. Хотя рост национального дохода имел положительное сальдо, однако темпы его прироста подошли к уровню прироста населения страны, что означало стагнацию.

В ноябре 1982 г. на 76-м г. скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. Сменивший его Ю.В. Андропов, бывший председатель Комитета государственной безопасности (КГБ), сделал попытку укрепить управленческую и трудовую дисциплину, обновить кадры. За пятнадцать месяцев его руководства было сменено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов. Несколько оживилась экономика, повысилась дисциплина. Однако попытка усилить командные рычаги не смогла оказать должного воздействия.

После смерти Ю.В. Андропова в феврале 1984 г. Генеральным секретарем был избран К.У. Черненко, который спустя год скончался, не внеся ничего заметного в политику государства.

В марте 1985 г. на пост руководителя партии был избран М.С. Горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни Советского государства, получивший название «перестройки» и положивший начало коренным изменениям всего состояния советского и российского общества.

Период «перестройки» можно разделить на два этапа: 1) 1985-1988 гг. - попытка добиться «ускорения» социально-экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления; 2) 1989-1991 гг. - реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от руководящей роли, введение элементов рыночной экономики.

Под ускорениемпонималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия «ускорения» была основана на интенсификации производства, использовании достижений НТП, стимулировании труда.

Однако концепция «ускорения» фактически провалилась. Начались поиски иных путей реформирования. В июне 1987 г. Пленумом ЦК КПСС были приняты «Основные положения коренной перестройки управления экономикой», но с 1988 г. начались кризисные явления: расстройство финансовой системы, возрастающий дефицит бюджета, инфляция, теневой рынок, нехватка потребительских товаров.

В 1989-1991 гг. в основу стратегии преобразования хозяйственного механизма закладывается идея его построения по рыночным принципам. Однако в 1991 г. разразился экономический кризис, который принял комплексный характер, затрагивая политическую и межнациональную сферу. Валовой национальный продукт снизился на 2 % по сравнению с предыдущим годом, национальный доход - на 4 %, инфляция переросла в гиперинфляцию и составила 145 %.

Неэффективность принимаемых мер приводила к выводу о необходимости коренной перестройки политического механизма, что проявилось в реформе политической системы советского общества.

Политические преобразования в период «перестройки».

В 1988 г. на XIX партийной конференции правящая партия отказалась от руководства страной, сохранив за собой лишь идеологические, просветительские функции. Это означало переход к коренному изменению политической системы. Начала формироваться многопартийная система.

В марте 1989 г. состоялись первые в истории Советской власти альтернативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С. Горбачев.

В июне 1991 г. был избран первый Президент РСФСР, им стал Б.Н. Ельцин.

Возникло противостояние между союзным и российским руководством, которое в августе достигло своего пика.

18 августа 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев был изолирован на даче в Крыму. Вице-президент Г.И. Янаев издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли Г.И. Янаев, председатель правительства В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, председатель КГБ В.А. Крючков, зам. председателя Совета обороны О.Д. Бакланов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель крестьянского Союза СССР В.А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий А.И. Тизяков.

ГКЧП объявил о введении в отдельных районах страны чрезвычайного положения, о расформировании структур власти, действующих вопреки Конституции СССР 1977 г., приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль над средствами информации, ввел войска в Москву.

Сопротивление путчистам возглавило руководство России. Утром 19 августа было передано обращение к гражданам России, в котором действия ГКЧП оценивались как правый, реакционный, антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. Десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого Дома. Путчисты растерялись. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день в Крым отбыли уполномоченные ею руководители во главе с вице-президентом РСФСР А.В. Руцким и председателем Совета министров И.С. Силаевым, которые освободили М.С. Горбачева.

Члены ГКЧП были арестованы как государственные преступники. Президент СССР М.С. Горбачев отмежевался от своих бывших сподвижников. 24 августа М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и объявил о самороспуске партии. В этот же день он подписал указ о ликвидации политорганов и партийных организаций в Вооруженных Силах.

24 августа Совет министров РСФСР взял на себя полномочия кабинета министров СССР. Одновременно Б.Н. Ельцин подписал указ о запрете деятельности КПСС и РКП на территории России.

В декабре 1991 г. в Белоруссии встретились лидеры России, Украины и Белоруссии, которые заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года, о намерении создать Содружество Независимых государств (СНГ). СНГ объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики). Верховные Советы России, Украины и Белоруссии ратифицировали принятые главами государств соглашения. 25 декабря Президент СССР М.С. Горбачев подал в отставку.

События августа-декабря 1991 г. положили начало новому историческому периоду в жизни страны, переходу от социализма к капитализму, к созданию рыночной экономики, соответствующих общественных отношений и политической структуры.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какие политические и экономические реформы были проведены в СССР во второй половине 1950-х гг.?

2. С какими странами были установлены дипломатические контакты во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг.?

3. Какие реформы были проведены в СССР в период деятельности Л. И. Брежнева?

4. Какие изменения произошли во внешней политике СССР в 1970-е гг.?

5. Что означает термин «перестройка»?

6. Каковы причины кризиса государственной власти в августе 1991 г.?

7. Когда произошёл распад СССР? Каковы результаты этого политического события?

Тестовые задания для самоконтроля:

1. Кто стал Первым секретарём ЦК КПСС после смерти И.В. Сталина?

а) Л.П. Берия.

б) Н.С. Хрущёв.

в) Г.М. Маленков.

г) А.И. Микоян.

2. Как можно оценить деятельность Н.С. Хрущёва?

а) Только положительно.

б) Только отрицательно.

в) Его деятельность носила противоречивый характер.

г) Наступила «оттепель» во всех сферах жизни общества.

3. Кто был главой государства в 1964-1982гг.?

а) Н.С. Хрущёв.

б) Л.И. Брежнев.

в) Ю.В. Андропов.

г) К.У. Черненко.

4. Когда был сделан доклад «О культе личности и его последствиях»?

а) На XIX съезде КПСС в 1952 г.

б) На XX съезде КПСС в 1956 г.

в) На XXI съезде КПСС в 1959 г.

г) На XXII съезде КПСС в 1961 г.

5. Когда был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой?

а) В 1961 г.

б) В 1962 г.

в) В 1963 г.

г) В 1964 г.

6. Каковы были результаты экономической реформы 1965 года?

а) Реформа не принесла ожидаемых результатов.

б) Реформа придала определённый импульс экономическому развитию страны во второй половине 1960-х гг.

в) Реформа вызвала изменения в системе управления промышленностью и строительством.

г) Реформа закончилась большими успехами в развитии страны.

7. Когда был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?

а) В 1975 г.

б) В 1977 г.

в) В 1979 г.

г) В 1982 г.

8. Какая Конституция закрепила особую роль КПСС как руководящей силы советского общества?

а) Конституция РСФСР 1918 г.

б) Конституция СССР 1924 г.

в) Конституция СССР 1936 г.

г) Конституция СССР 1977 г.

9. Когда была достигнута разрядка международной напряжённости?

а) Начало 1970-х гг.

б) Середина 1970-х гг.

в) Начало 1980-х гг.

г) Середина 1980-х гг.

10. Когда был провозглашён курс на «ускорение» социально-экономического развития СССР?

а) В 1985 г.

б) В 1987 г.

в) В 1990 г.

г) В 1991 г.

11. Когда было образовано Содружество Независимых Государств (СНГ)?

а) В августе 1991 г.

б) В декабре 1991 г.

в) В апреле 1992 г.

г) В октябре 1993 г.

 

Список литературы:

 

1. Мунчаев, Ш. М., Устинов, В. М. История России / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М. : ИНФРА. М – НОРМА, 2005. – С. 356-418.

2. История России (Россия в мировой цивилизации) : курс лекций / под ред. А. А. Радугина. - М. : Центр, 2002. - С. 301-350.

3. Отечественная история : учеб. пособие / под ред. Р. В. Дегтярёвой, С. Н. Полторака. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Гардарики, 2005. - С. 318-357.

4. http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=16 / «Отечественная история». Электронный учебник.

5. http://lants.tellur.ru:8100/history/voronin / Воронин А.В. История Российской Государственности. Электронное учебное пособие.

6. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.73.5.6 / Отечественная история с древнейших времен до XX в. Электронный учебник.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК (МОДУЛЬ) № 8 (2 часа).