Морские навигационные опасности. Виды навигационных опасностей.

ТЕМА 5. НАВИГАЦИОННЫЕ ОПАСНОСТИ И СРЕДСТВА НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ МОРЕЙ.

Морская навигационная опасность – это естественное или искусственное препятствие, опасное для плавания корабля.

Препятствие, представляющее реальную угрозу для плавания корабля (судна), называется морской навигационной опасностью. Возвышения дна и любые естественные и искусственные объекты в слое воды от поверхности до углубления расположенных ниже киля устройств (трубка лага, рули, винты выдвижные устройства гидроакустических станций и т.д.) для корабля потенциально опасны. Кроме того, необходимо иметь некоторый запас «чистой» воды для предотвращения засорения забортных отверстий и фильтров илом, песком и т.д.

При плавании в опасных или бывших опасных от мин районах для расчета безопасной глубины учитывается глубина защиты от подрыва на минах.

Естественные навигационные опасности образованы рельефом морского дна. Для их характеристики используются следующие основные термины:

Мель –общий термин, относящийся к значительному по площади возвышению морского дна, сложенному из нетвердого грунта, глубины над которым малы по сравнению с окружающими.

Отмель – мель, простирающая от берега с постепенно увеличивающимися в сторону моря глубинами.

Подводная коса – узкая отмель, вытянутая от полуострова или мыса.

Банка – общий термин, относящийся ко всем изолированным и ограниченным по площади резким поднятиям дна. Частным видом банки является подводная гора – отдельное с крутыми склонами возвышение морского дна глубокой части океана.

Риф –надводное или осыпающие возвышение со скалистым грунтом, скоплением камней или коралловых образований.

Бар – мель или ряд мелей, отгораживающих лагуну или устье реки от моря.

Осушка – часть берега или отмели, обнажающаяся в малую воду.

Скала – отдельное выступающее из воды резкое возвышение дна из твердых пород.

Камень – небольшая скала или обломок твердых пород, как правило располагается вблизи берега.

Атолл – низменный коралловый остров в виде кольца, окружающего мелководье. Встречаются в море.

Опасным для мореплавания являются надводные, подводные, притоп ленные или разрушенные гидротехнические сооружения, затонувшие суда, потерянные якоря, бетонные строительные блоки и т.д.

К искусственным навигационным опасностям относятся:

Мол – связанное с берегом внешнее оградительное сооружение порта.

Волнолом- не связанное с берегом внешнее оградительное сооружение порта.

Дамба– укрепленная насыпь (вал), предназначенная для предохранения берега от затопления, защиты каналов и рейдов от волнения и заносов для регулирования течения рек и соединения участков суши между собой.

Буна– короткая дамба из каменной наброски или сплошной стенки, выдвинутая под углом к берег.

Свая– несущая (поддерживающая) опора гидротехнического сооружения в виде стержня, погруженного в грунт.

Ряж– затопленный деревянный сруб, разделенный на клетки, загруженный камнем.

Боносетевые заграждения– плавучие заграждения из бочек. Поплавков или бревен. Связанных сетями с системой якорей(выставляются на входе в порт или гавань).

Затонувшие суда– с частями над водой или полностью погруженные. Но с малой глубиной над ними, недостаточной для безопасного плавания над ними.

Утерянные на малых глубинах якоря.

Минные банки.

В районах, прилегающим к военно-морским базам и местах базирования кораблей, а иногда и в открытом море имеются полигоны боевой подготовки (стрельб, учений).Плавание в этих районах без разрешения оперативной службы флота(военно-морской базы) – запрещается.

К навигационным опасностям следует также отнести – нефтяные и буровые вышки, платформы, промысловые сети и другие технические сооружения, установленные в море.

Для малых быстроходных кораблей и кораблей с динамическими принципами поддержания (подводные крылья, воздушные подушки) представляют опасность сорванные знаки плавучего ограждения, бочки, ящики, бревна, корни деревьев и другие плавучие предметы.

Сведения о навигационных опасностях указываются в навигационных пособиях и на морских картах.

Плавание среди навигационных опасностей совершается по рекомендованным в пособиях путях, по фарватерам(безопасная полоса, вдоль которой совершается плавание), по морским каналам, прорытым в морском дне (на мелководье).

Режим плавание в опасных и бывших опасных от мин районах объявляется в извещении мореплавателям. Постановка на якорь в этих районах разрешается в специально отведенных местах.

Во всех случаях плавания в этих районах должно вестись усиленное зрительное и техническое наблюдение за надводной и подводной обстановкой.