Тесты способностей.

Тестирование способностей.

Большинство тестов, названных в 20- х годах тестами интеллекта, позднее стали называться тестами способностей к учению. Такая смена терминологии была следствием осознания того факта, что многие тесты интеллекта измеряют комбинацию способностей, необходимых для учебной деятельности.

Тесты специальных способностей использовались в профориентации, а также при отборе и распределении промышленного и военного персонала. Самыми распространёнными из них были тесты способностей к технике, канцелярской работе, музыкальных и художественных способностей.

Тест способностей - тест, измеряющий относительно простые способности.

Тест специальных способностей - измеряет одну какую- либо способность.

Комплексные батареи способностей измеряют ряд способностей и дают профиль, образуемый показателями каждой способности.

Тесты способностей делятся на:

1. общие (интеллектуальные- применяются тесты интеллекта).

2. специальные (применяются специальные тесты).

Тесты специальных способностей стали разрабатываться для того, чтобы получить данные об особенностях человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его.

Различают тесты математических, технических, музыкальных, художественных и других способностей. В зарубежной тестологии принято классифицировать тесты этого типа по двум основаниям:

а) по видам психических функций - сенсорные, моторные тесты;

б) по видам деятельности - технические и профессионализированные тесты, т. е. соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т. д.).

Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора,. точности мышечного усилия и др. Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов требуется специальная аппаратура, приспособления, но существуют и бланковые методы. Наиболее известны тест скорости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда и др. В отечественной психологии известны тесты, разработанные М. И. Гуревичем и Н. И. Озерецким. Для проверки психомоторики испытуемым в быстром темпе предлагалось завязывать узлы, нанизывать бусы, обводить с помощью карандаша сложные фигуры (поочередно каждой рукой II обеими вместе) и др.

Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия. Например, острота зрения и слуха, различительная чувствительность, цветоразличение, дифференциация высоты, тембра, громкости звуков и др. Для изучения особенностей зрения применяются специальные таблицы, аппаратура. В изучении слуха, наряду с отдельными пробами, большую популярность приобрел тест музыкальной одаренности Сишора.

Технические способности позволяют человеку успешно работать с разнообразным оборудованием или его частями.

Современные тесты чаще всего создаются в форме бланковых методик. Например, один из известнейших тестов - тест Беннета -включает серии картинок с изображением несложных технических деталей и устройств, и каждая картинка сопровождается вопросом. Для ответа необходимо понимание общих технических принципов, пространственных взаимоотношений и т. д.

В диагностику группы профессионализированных способностей включают способности, которые необходимы для конкретных видов деятельности или отдельных профессий (художественные, артистические, математические, конторские и др. способности). Как правило, для каждой группы способностей создаются свои особые тесты.

Однако существуют и более общие методы изучения способностей -специальные тестовые батареи.

Наиболее известными являются батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способностей (ГАТБ). Первая из них создавалась для нужд школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся. Она включает восемь субтестов, изучающих особенности развития словесного мышления, числовых (счетных) способностей, абстрактного мышления, технического мышления, скорости и точности восприятия, а также умения грамотно пользоваться правописанием и строить предложения («использование языка»).

1. Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью трех субтестов: «запас слов», «математическое мышление» и «пространственное восприятие в трехмерном пространстве».

2. Вербальные способности диагностируются путем заданий на определение синонимов и антонимов (словарный запас).

3. Числовые способности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и математическое мышление.

4. Пространственное восприятие анализируется с помощью геометрических разверток.

5. Восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы.

6. Задания на скорость восприятия, требующуюся для клерка, представлено парами слов, идентичность которых необходимо установить.

7. Моторная координация проявляется в задании - сделать пометки карандашом в серии квадратов.

8. Ловкость рук - пальцевая моторика изучаются с помощью специального приспособления (4 субтеста).

На выполнение этой батареи уходит 2,5 часа. После проведения испытания вычерчивается так называемый тестовый профиль испытуемого, который наглядно демонстрирует индивидуализированную структуру способностей на момент тестирования (профиль -степень выраженности каждого фактора способностей). Полученный профиль сравнивается с профилем, характерным для профессионала, достигшего успеха.

Для диагностики некоторых видов творческих способностей разрабатываются стандартизованные тесты. Так, тесты художественных способностей включают задания:

1 на понимание произведений искусства (диагностируют одно из важнейших качеств, требуемых для творчества - эстетическое отношение к жизни. Например, в тестах на понимание произведений искусства испытуемому необходимо выбрать из двух или более вариантов изображения какого-либо объекта наиболее предпочтительный).

2 на продуктивность (т. е. технику, мастерство исполнения) деятельности.

 

Вопросы:

1 Тесты способностей и история их возникновения.

2 Что такое "тестовая батарея" и назовите известные вам батареи тестов.

3 Тесты на диагностику творческих способностей.