Строи конницы

Характеристика строев и боевых порядков конницы

СТРОИ И ПОРЯДКИ КОННИЦЫ

В бою успех конницы в значительной степени зависит от взаимного размещения отдельных бойцов, подразделений и частей конницы в различных условиях обстановки. Размещение бойцов и подразделений на походе, при расположении на месте с целью сбора или при подходе к полю боя называется строями, а при развертывании для боя и непосредственном ведении боя — боевыми порядками.

В зависимости от способа действий конницы (на коне или спешенно) строи и боевые порядки могут быть конными и пешими. Если в бою часть бойцов спешивается, а остальные ведут бой на коне, боевой порядок может быть смешанным (конный и пеший). Смешанные боевые порядки бывают в подразделениях конницы от взвода и выше.

Строи бывают: походные, в которых конница движется на походе; сосредоточенные — конница выстраивается на месте для сбора, и маневренные, в которых конница подходит непосредственно к полю боя и маневрирует в бою.

1. Походные строи применяются для передвижения. Они должны быть удобны для: а) управления на походе, б) маскировки от воздушного наблюдения, в) быстрого расчленения и отражения атаки авиации и мехчастей противника, г) быстрого перехода к маневренным строям и боевым порядкам. {19}

Удобство движения в основном зависит от ширины и состояния дороги. Чем шире полотно дороги, тем удобнее двигаться всадникам с соблюдением одного из главных требований похода — не занимать левой половины полотна дороги (для беспрепятственности встречного движения). От ширины дороги зависит и глубина колонны, а вместе с тем и удобство управления ею. При широкой дороге колонна конницы будет менее глубокой, что в свою очередь обеспечивает удобство управления и быстроту развертывания колонны в боевой порядок.

При нормальной ширине дороги конница движется в строю колоннами, по звеньям (по три всадника), при более узкой дороге — рядами и, наконец, на особо узких дорогах (тропинки в лесу, в горах, а также при прохождении мостов, канав и т. д.) — по одному. В тех случаях, когда возможно движение без дорог (в степных районах), а также когда исключено наблюдение со стороны авиации противника, конница может двигаться и в более сосредоточенных и широких строях — в колонне по отделениям или во взводной колонне. В частности, последнюю особенно выгодно применять для быстрого прохождения небольших, особенно открытых, участков местности. Положительные качества походных колонн по звеньям, рядами и по одному: а) удобство движения всадников, б) удобство маскировки (можно пользоваться теневыми сторонами дороги, тенями от придорожных деревьев и т. д.), в) удобство быстрого расчленения в случае неожиданных атак авиации и мехчастей противника. Отрицательные качества: а) затруднительность управления и б) сложность перехода к боевым порядкам.

2. Сосредоточенные строи обычно применяются при расположении на месте, при сборе и т. п., когда исключена возможность воздействия противника (его авиации, дальнобойной артиллерии или неожиданного нападения мехчастей).

3. Маневренные строи применяются в период подхода к полю боя для сближения с противником по обстреливаемой местности и непосредственно перед переходом в боевой порядок. Особенностью маневренных строев является их расчлененность по фронту и в глубину (для уменьшения потерь от огня противника). Требования к маневренным строям: {20}

а) возможно меньшая уязвимость от огня противника;

б) удобство применения в местности, маскировки и укрытия от огня;

в) простота и быстрота перестроений для перехода к боевым порядкам; подвижность и гибкость;

г) обеспечение удобства управления.

Маневренные строи подразделений:

а) в отделении: 1) развернутый и разомкнутый в одну шеренгу, 2) колонны по звеньям, рядами (сомкнутая и разомкнутая) и по одному;

б) во взводе: 1) колонны по звеньям, рядами, по одному, 2) по отделениям;

в) в эскадроне: 1) расчлененно уступами, 2) в линии колонн по звеньям, 3) эшелонами (в некоторых случаях — в зависимости от обстановки — разомкнутыми по фронту и в глубину), 4) взводная колонна. Последняя может применяться только при подходе к полю боя вне досягаемости огня противника и при отсутствии авиации противника.

При применении маневренных строев необходимо, чтобы при расчленении между отдельными бойцами были интервалы (дистанции) не менее 4 м, а между отделениями и взводами — не менее 50–150 м.

Особое внимание при применении всех строев и боевых порядков должно быть обращено на быстроту расчленений и переходов от одного вида строя (боевого порядка) к другому, в частности при атаке конницы с воздуха.