Туризм и профессиональная ориентация

Вопросы профессионального самоопределения молодежи становят­ся все более актуальной проблемой как для самой личности, так и для общества. Входя в рынок труда, молодой человек сталкивается с конкурентной борьбой за рабочее место. При этом общей характер­ной чертой, снижающей конкурентоспособность вчерашнего выпу­скника, является отсутствие или незначительный опыт профессио­нальной деятельности. И здесь туризм в силу специфики деятельно­сти и воспитательной среды предоставляет большие возможности в деле профессиональной ориентации учащихся.

В туристской деятельности трудовое воспитание сливается с поли­техническим образованием, которое подростки получают, осваивая сложные туристские навыки: пошив и ремонт рюкзаков, палаток, спальных мешков, изготовление и совершенствование оборудова­ния, участие в строительстве временных туристских сооружений.

Любой профессиональный работник детского туризма всегда назо­вет вам десятки примеров того, как походы помогли молодым людям найти свое дело в жизни. Этому содействуют ролевые позиции ребят в туристской группе, устанавливающиеся при получении ими поход­ной должности. Был парень в походах командиром - вырос до руко­водителя предприятия, фирмы или учреждения. Был в группе хоро­шим фотографом, много приходилось видеть и снимать - стал про­фессиональным корреспондентом. Была девочка санитаркой (в похо­де практика всегда есть) - стала врачом. Юные проводники стали геодезистами, топографами; юные краеведы - учеными, геологами, историками и учителями. Как часто именно в походе проявляется та­лант настоящего командира, экономиста, мастерового человека. И даже пусть они не станут специалистами - эти таланты нужны и в личной жизни. В процессе коллективной деятельности формируются организаторские качества ребят. Этому содействует специфика тури­стской деятельности в походе: четкая организация работы, коллек­тивный характер деятельности, наглядность результатов, необходи­мость принятия правильных решений в постоянно меняющейся об­становке и ответственность за них.

Участие детей в краеведческой работе, а следовательно, изучение окружающей среды на примере родного края, ускоряет приобрете­ние ими жизненного опыта, способствует формированию устойчи­вых убеждений и взглядов на происходящие в жизни события. В ту­ристских походах, лагерях, экспедициях учащиеся изучают процес­сы производства на промышленных и сельскохозяйственных пред­приятиях; обследуют поля, леса, почвы; участвуют в преобразовании и охране природы; помогают в работе археологических, этнографи­ческих, геологических экспедиций; участвуют в работе туристских агитбригад, лекторских групп; оказывают шефскую помощь ветера­нам войны и труда и делают много других полезных дел, что являет­ся традициями детского туризма, которые складывались десятиле­тиями и продолжаются в наши дни.

Вступая в «мир профессий», молодой человек имеет, конечно, оп­ределенные представления о тех или иных из них. Но эти представ­ления далеко не всегда отличаются реалистичностью. Туризм позво­ляет подростку на практике узнать о профессиях, с которыми вслед­ствие их специфики и небольшого распространения он больше нигде не может познакомиться. Это профессии, связанные с трудностями полевой и неустроенной жизни, - геология, археология, топография и геодезия, воинская служба. Участие в туристских походах и экспе­дициях, которые дают представление о специфике данных профес­сий, где наравне с романтикой соседствуют тяжелые трудовые будни, позволяют сделать правильный выбор.

Один из важнейших навыков, получаемых учащимися в ходе тури­стско-краеведческой, поисково-исследовательской работы, - навык общения с людьми. Это умение найти участника или очевидца собы­тий, суметь его «разговорить», выслушать, сделать записи воспоми­наний и, наконец, получить какие-либо материалы. Эти навыки не­обходимы для многих профессий, особенно для журналистов, тем бо­лее, что почти после каждого похода, слета, соревнований выпуска­ются туристские газеты, оформляются отчеты.

Необходимо отметить роль в профориентации детей школьных му­зеев, являющихся результатами туристско-краеведческой работы детских коллективов. Участие в работе школьного музея способству­ет развитию у учащихся навыков научно-исследовательской дея­тельности, которая заключается в сочетании собственно музееведче­ских методов с методами других, чаще всего профильных дисцип­лин, работы с людьми, экскурсионной деятельности.

Туризм дает ребенку в руки живые дела (живые, подчеркиваем, а не нарочно придуманные), открывает ему возможность пробовать и тогда он скорее находит свое любимое дело.