Оздоровление через туризм

Важнейшая сторона детско-юношеского туризма - оздоровитель­ная. Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, ко­торые произрастают на городской асфальтно-бетонной ниве.

Медики и педагоги отмечают, что здоровье современных школьни­ков в динамике от первого до одиннадцатого класса в большинстве случаев оказывается динамикой нездоровья. Одной из причин явля­ется то, что содержание учебных программ усложняются, а методи­ка их преподавания остается без изменения. Отсюда появление у школьников таких заболеваний, как сколиозы, гиподинамия и вы­званное ею ожирение. Характерны для школьников больших горо­дов заболевания органов зрения, аллергия, расстройства нервной си­стемы по типу неврозов.

Оздоровительная задача в походе решается посредством правильно рассчитанного графика прохождения маршрута с соблюдением опти­мального режима физических нагрузок и активного отдыха, исполь­зования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил гигиены, правильной орга­низации питания.

Всякий туристский поход предполагает серьезную двигательную работу - прохождение намеченного маршрута. В походе «спортив­ным соперником» туристов выступает географическая среда, сама природа становится здесь главным помощником учителя в воспита­нии и обучении детей. Километры, преодолеваемые туристами с гру­зом на плечах, километры с их топографическим, эстетическим и всяким другим содержанием являются мощ­ным развивающим фактором: движение по лесу, по горам, без троп тренирует опорно-двигательный аппарат и укрепляет характер. Важны и радостные впечатления, положительные эмоции: какой восторг бывает у ребят, когда они в июльский зной могут в горах по­валяться на снегу, поиграть в снежки. А облака под ногами, а не над головой! А побыть внутри облака!

Факторы движения (километраж, спуск и подъем по склонам), фи­зических нагрузок (балансирование под тяжелым рюкзаком) в соче­тании с природными факторами плюс фактор дискомфорта, необхо­димости обходится малым, терпеть неудобства, лишения, жажду -это обычные составляющие туристского похода.

При поверхностном взгляде кажется, что прохождение намеченно­го маршрута - это «пустая шагистика», не имеющая ничего общего с интеллектуальным развитием человека. Но это не так. Еще основоположник научной системы физического образования в России П.Ф.Лесгафт, опираясь на мысль великого французского просвети­теля Ж.Ж.Руссо, доказал, что умственное развитие человека нахо­дится в прямой связи с его физическим развитием, что физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.

Когда современная педагогика осознает важность физических дви­жений для развития ума, тогда она получит в туризме новое, более мощное средство влияния на развитие учащегося.