Обучение на туристской тропе
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
ЛЕКЦИЯ 2
У детско-юношеского туризма «трехгранный объект воздействия» - ум, душа и тело растущего человека.
Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к родине, к природе, к труду. Одновременно происходит пробуждение чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру. Для воспитания эстетического чувства нужны яркие впечатления, которые в изобилии дает туризм. Чем богаче мир, окружающий ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность. Богатство впечатлений рождает ощущение полноты жизни, наслаждение ею.
В настоящее время, когда школа практически устранилась от воспитания подрастающего поколения, оставив себе лишь функцию обучения, туристско-краеведческая деятельность может помочь ликвидировать этот пробел. Причем воспитательная роль туризма заключается не только в благотворном влиянии на детей, но и в формировании более демократичных, творческих взаимоотношений учителя и учеников, в становлении педагогики сотрудничества.
Таким образом, туризм как не одно другое направление дополнительного образования решает одновременно важнейшие педагогические задачи:
- комплексное воздействие на ребенка: обучение, оздоровление,
профессиональная ориентация, социальная адаптация и, главное,
воспитание;
- коррекция недостатков, традиционно сложившихся в системе образования; совершенствование взаимоотношений педагогов и учащихся.
Сегодня школа рассматривает туристско-краеведческую деятельность как «образовательное и воспитательное средство», выделив, в первую очередь, ее обучающую функцию, основу которой составляет краеведение. Школьное краеведение превратилось из методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного предмета со знаниями и навыками, приобретенными в результате практического исследования родного края. Это дает возможность учителю преподавать тот или иной предмет на богатом конкретном материале, позволяет ему увязывать общие закономерности развития страны с особенностями развития данной местности. Осуществляя краеведческий принцип преподавания основ наук, учитель способствует перерастанию знаний учащихся в убеждения.
В процессе сбора материалов по истории, географии, культуре и экологии родного края дети учатся наблюдать, выделять главное и наиболее интересное, обрабатывать и анализировать полученные сведения. Собранные материалы оформляются в музее или методических кабинетах и используются учителями на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Краеведение расширяет кругозор школьников, повышает научный уровень обучения.
Богатейший учебный и воспитывающий материал дают прогулки и экскурсии учителям начальной школы. Работая над темами «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», они знакомят малышей с природой родного края, учат их наблюдать и беречь ее.
Невозможно изучать географию без походов и экскурсий по родному краю. Полностью на краеведческом материале дается тема «Природа области». Особенно полезны походы и экскурсии для городских школьников, которые таким образом наглядно знакомятся с такими понятиями, как «рельеф», «гидрография», «почва» и др. И в самом деле: что, например, отложится в мозгу ребенка при быстро мелькнувшей за окном поезда или автобуса форме рельефа местности, когда учительница едва успеет крикнуть: «Смотрите - вот овраг!», - а он уже промелькнул и исчез вдали. А что даст знакомство с этой формой рельефа туристу, который, встретив на своем пути овраг, будет долго и трудно спускаться вниз, а затем карабкаться наверх по скользкой тропе? Успех изучения темы зависит от практического использования знаний, полученных учащимися в походах и экскурсиях, и систематизации их на уроке.
Использование краеведения в процессе изучения литературы дает возможность соотнести личность писателя, его героев и описываемых событий с определенной местностью и исторической эпохой, пробуждает интерес к судьбе писателя. А богатство и разнообразие впечатлений и эмоций, получаемых в походах, побуждает некоторых школьников к литературному творчеству.
Бытует мнение, что краеведческий принцип преподавания можно использовать лишь в предметах гуманитарного цикла. Наш опыт говорит о другом: на уроках математики при изучении тем «Решение задач на проценты» и «Обыкновенные дроби» учитель может использовать задачи с туристским и краеведческим содержанием, местные статистические данные. Возможно также сочетание работы на уроке с занятиями в математическом и туристском кружках. Так, на уроке изучалась тема «Шкалы», на занятиях туристского кружка - «Устройство компаса», тема «Углы» сочеталась с изучением в кружке темы «Азимут».
Наблюдательности и умению из многообразия увиденного и услышанного выделить главное, умению быстро записать рассказ очевидца, проанализировать его - всему этому школьника надо научить. Эта учеба коренным образом отличается от обучения в школе. Не все уче ники заинтересованы в учебе, многие считают урок подневольным трудом. Учителю приходится тратить немало усилий, чтобы добиться внимания учеников к излагаемому на уроке материалу. Другое дело в походе - здесь свободное восприятие увиденного и услышанного. Большую роль играет влияние товарищей. Стоит одному из участников похода обратить на что-то внимание, с увлечением рассказать о чем-то, и это не проходит мимо внимания других ребят. В походе расширяется возможность воспитания любознательности, стремления к познанию окружающего мира. Опытный педагог может использовать эти возможности с целью обучения и умственного развития детей.
С целью развития наблюдательности можно практиковать различные тренировки, игры, соревнования. Например, группа пересекла ручей. Прошли 200 метров, и руководитель спрашивает: «Кто ответит, каково течение ручья? Течет он слева направо или наоборот? Какова ширина ручья?» или: «Кто вспомнит, какие деревья преобладали на вчерашнем биваке?»
Тренировочные задания могут быть различными: описать привал у реки, дать объективную картину природы у кургана, записать беседу с местным жителем. Обязательным условием тренировки является коллективный разбор ученических работ, где руководитель только делает обобщение, а обсуждение ведут сами туристы. Целесообразнее всего такое обучение проводить во время тренировочных походов, с тем чтобы ребята были подготовлены к будущим многодневным походам, могли правильно воспринять все, что им предстоит увидеть и сделать.
Учащиеся, как правило, добросовестно выполняют задания только тогда, когда понимают их необходимость и полезность. Поэтому следует не навязывать юным туристам ту или иную тему экспедиционных заданий, а постараться подвести их к самостоятельному выбору интересного, посильного и в то же время общественно полезного дела.
Опыт говорит, что знания становятся прочными лишь тогда, когда применяются на практике, ведь практика, как известно, - критерий истины.