Выдача грузов осуществляется приемосдатчиком станции в следующем порядке.

По грузам, перевозимым в крытых вагонах, опломбированных ЗПУ либо с применением установленных типов закрутки, приемосдатчиком станции осуществляется проверка путем визуального осмотра коммерческого состояния вагонов (ЗПУ, закруток, люков, стенок вагона и др.).

По грузам (за исключением контейнеров), перевозимым в вагонах открытого типа подвижного состава, приемосдатчиком осуществляется проверка путем визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения.

После подачи вагонов на место выгрузки или выставочные пути приемосдатчик станции совместно с представителем грузополучателя визуально проверяют состояние вагонов в коммерческом отношении, соответствие номера вагона, сведений о ЗПУ, наименование грузополучателя данным перевозочного документа.

При отсутствии обстоятельств, предусматривающих в соответствии со статьей 41 Устава необходимость перевозчика принимать участие в выдаче груза, приемосдатчик станции осуществляет передачу грузополучателю таких грузов без проверки.

Время передачи вагонов приемосдатчик отмечает в памятке приемосдатчика ф. ГУ-45ВЦ. Памятку подписывают приемосдатчик станции и уполномоченный доверенностью представитель грузополучателя соответственно в графах «Вагон сдал», «Вагон принял». Время подачи, указанное в памятке, приемосдатчик станции переносит на оборотную сторону вагонного листа в графу «Подан под выгрузку».

При наличии обстоятельств, возлагающих в соответствии со статьей 41 Устава на перевозчика принимать обязанности участия в выдаче груза с проверкой, то в памятке приемосдатчика приемосдатчик должен сделать отметку о наличии обстоятельств, подтверждающих необходимость участия перевозчика в выдаче груза с проверкой (номер акта общей формы, попутного коммерческого акта), заверенную подписью приемосдатчика. В этом случае выдача груза производится с участием приемосдатчика станции. Подтверждением фактической выдачи груза является приемосдаточный акт ф. КЭУ-4 и рапорт о результатах выдачи груза, оформленные приемосдатчиком. Оформление приемо-сдаточных актов производится в соответствии с Порядком ведения приемосдаточных актов на железнодорожном транспорте.

Выдав груз, приемосдатчик отмечает на оборотной стороне накладной в графе «Отметки о выдаче груза» число и месяц вы­дачи, число мест и массу груза. Эта отметка считается подтверждением и датой фактической выдачи груза.

В Книге выгрузки приемосдатчик ука­зывает номер автомобиля и дату выдачи. Если получатель вывозит груз частями, то после выдачи каждой из них приемосдатчик проверяет оста­ток, чтобы не ошибиться в подсчете грузовых мест, а выдачу каждой час­ти отмечает в накладной, Книге выгрузки и в приемосдаточном акте.

После вывоза последней части груза делается отметка «Груз вывезен». При выда­че груза заполняется оборотная сторона пропуска, а при выдаче частями в нем указываются сведения о каждой вывозимой в один прием партии.

Вместе с грузом получателю выдают все указанные в накладной при­способления и материалы, применявшиеся для его крепления, двухъя­русной погрузки и т.д.

При вывозе груза с грузового района проверяется приемосда­точный акт, накладная и пропуск. Пропуск отбирают при вывозе после­дней партии груза, а накладная остается у получателя, который затем ее передает в бухгалтерию своего предприятия.

При выгрузке груза на местах необщего пользования:

После выгрузки вагонов грузополучатель предоставляет приемосдатчику станции уведомление о завершении грузовой операции (передаче на выставочный путь) и пересылочную накладную или полный перевозочный документ на выгруженный вагон.

На месте передачи вагонов (выставочные пути или место выгрузки) приемосдатчик совместно с уполномоченным представителем грузополучателя проверяют состояние вагонов в коммерческом отношении:

· соответствие сведений о вагоне данным накладной;

· соответствие сведений о ЗПУ, указанных в транспортной железнодорожной накладной при возврате порожних собственных или арендованных вагонов (если соответствующими правилами предусмотрено их пломбирование);

· очистку от остатков выгруженного груза как внутри, так и снаружи кузова вагонов;

· приведение вагонов в транспортное состояние (закрытие люков и дверей вагонов).

При приеме от грузополучателя специализированного подвижного состава после выгрузки приемосдатчик обязан также проверить: при приеме вагонов типа «хоппер», цистерн и бункерных полувагонов: очистку наружной поверхности и ходовых частей, ясной видимости знаков и трафаретов на котле и раме (номер цистерны, тип калибровки, срок постройки и ремонта, грузоподъемность и наименование груза, под который предназначен вагон), закрытие крышек верхних люков и сливных приборов цистерн; наличие запорно-пломбировочных устройств грузоотправителя (если это предусмотрено соответствующими Правилами), снятие или наличие знаков опасности на цистернах в случаях, предусмотренных Правилами перевозок грузов наливом. Проверка полноты слива цистерн, принадлежащих предприятиям и отправляемых после слива за ЗПУ грузоотправителя по полным перевозочным документам, приемосдатчиком не производится.

При обнаружении порожних вагонов с техническими поврежденных или с остатками грузов, реквизитов крепления, загрязненной наружной поверхностью, незакрытыми дверями, люками или разгрузочными устройствами, а также без ЗПУ в случаях, когда данная перевозка в соответствии с Правилами должна осуществляться за ЗПУ, приемосдатчик обязан отказать в приеме таких вагонов до устранения указанных нарушений и оформить акт общей формы ГУ-23ВЦ. Акт подписывается приемосдатчиком станции и представителем грузополучателя и прикладывается к памятке приемосдатчика.

С грузополучателя взимается плата за пользование вагоном за все время задержки вагона или в случае неочистке вагонов на основании статьи 103 Устава грузополучатель должен уплатить штраф в размере сорока пяти и пятнадцати размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.

Согласно ст. 44 Устава железнодорожного транспорта РФ запрещается принимать после выгрузки неочищенные вагоны, снимать с простоя предприятия и включать в число выгруженных.

Если приемосдатчик в момент приема вагонов не имеет замечаний к коммерческому состоянию порожних вагонов, то время окончания грузовых операций подтверждает в Книге уведомлений ф. ГУ-2аВЦ своей подписью. Время окончания выгрузки указывает на оборотной стороне вагонного листа в графе «Выгружен» и также заверяет своей подписью и штемпелем станции.

По окончании приемосдаточных операций приемосдатчик оформляет памятку приемосдатчика в АРМ ПС, заносит в нее номера вагонов, готовых к уборке, время уборки вагонов с мест выгрузки, распечатывает ее в 2-х экземплярах, прикладывает к ней акт общей формы на задержку грузовых операций (если такой оформлялся), подписывает памятку сам и предъявляет на подпись представителю грузополучателя.

Оформленные в АРМ ПС памятки ф. ГУ-45ВЦ приемосдатчик передает товарному кассиру для формирования в АС «ЭТРАН» ведомостей подачи и уборки вагонов ф. ГУ-46ВЦ (для расчета сборов и платы за пользование вагонами). Согласно отработанным вагонным листам на выгруженные вагоны приемосдатчик вводит информацию в АРМ ПС.

Отработанные вагонные листы на выгруженные вагоны сшиваются приемосдатчиком за каждые сутки и сдаются на хранение приемосдатчику по актово-розыскному делопроизводству.