Пределы налогового планирования

Налоговое планирование – это, с одной стороны, осознанные решения по снижению налоговой нагрузки и, с другой стороны, понимание вероятных последствий нарушения действующего законодательства, т. е. налоговых рисков. Понятие «риск» субъективно, в наиболее общем виде – это вероятность возникновения дополнительных налоговых обязательств для налогоплательщика.

Активные шаги налогоплательщика по снижению налоговых платежей связаны с прибыльностью бизнеса, но они также приводят к тем или иным действиям со стороны исполнительных органов государства.

Методы ограничения налогового планирования со стороны государства (пределы налогового планирования):

· Группа 1. Законодательные ограничения, направленные на превентивное предотвращение уклонения от уплаты налогов.

· Группа 2.Административные воздействия, с помощью которых создается возможность оперативного вмешательства в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов. В частности, налоговые органы вправе:

− требовать от налогоплательщиков соблюдения ими налогового законодательства в части своевременной и правильной уплаты налогов; предоставления документов, подтверждающих право на освобождения; объяснений предста­вителя налогоплательщика, налогового агента и свидетелей;

− проводить проверки, в том числе встречные;

− принимать решения о применении санкций за нарушение налоговой дисциплины;

− осуществлять меры административного воздействия, в том числе приостановление операций по счетам;

− прибегать к уголовному преследованию нарушителей налогового законодательства;

− обращать взыскание сумм по налоговой задолженности на имущество плательщика, в том числе на ценные бумаги, суммы дебиторской задолженности и т. д.

Со стороны налоговых органов, кроме неодобрения «налоговой политики» налогоплательщика, возможны следующие действия:

− ограничение сферы применения налоговой минимизации;

− переквалификация сделок, т. е. признание их мнимыми или притворными;

− доказательство взаимозависимости организаций и физических лиц – взаимозависимость организаций и физических лиц нежелательна, поскольку налоговые органы, исходя из этой зависимости, могут в судебном порядке признать сделки мнимыми или притворными, т. е. недействительными;

− контроль ценообразования для целей налогообложения.

· Группа 3.Судебный механизм борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Законодательство РФ признает институт уклонения от уплаты налогов (ст. 198–199 Уголовного кодекса) в форме уклонения от подачи декларации о доходах и включения в нее заведомо ложных сведений, а также включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо сокрытия других объектов налогообложения.