Использование корабельных плавсредств
Стоянка кораблей на рейде
При стоянке кораблей и судов на рейде, где нет оперативно-диспетчерской службы и рейдовых постов, организация рейдовой службы и руководство ею возлагаются на старшего командира соединения (корабля), находящегося на данном рейде.
Старший на рейде обязан обеспечить безопасную стоянку и плавание кораблей и судов на рейде; давать разрешение на постановку на якорь и съемку с якоря и докладывать об этом оперативному дежурному базы; организовывать оповещение кораблей и судов на рейде об объявляемых тревогах и изменениях гидрометеорологической и другой обстановки; принимать решение о сообщении кораблей и судов с берегом и между собой; вызывать с берега личный состав и организовывать его отправку на корабли и суда при ухудшении погоды; следить за тем, чтобы маломореходные плавсредства с усилением ветра и волны своевременно укрывались, а шлюпки и катера поднимались на борт. Старший на рейде руководит рейдовой службой через дежурную и вахтенную службы и сигнально-наблюдательный пост своего корабля.
Расстояние между стоящими на якоре кораблями и судами должно исключать случаи навала друг на друга при изменениях ветра и течения. Корабли и суда с взрывчатыми или легковоспламеняющимися грузами должны становиться на якорь или швартоваться только в специально отведенных местах. Все корабли, суда и плавсредства при стоянке на рейде носят огни и знаки и подают туманные сигналы в соответствии с МППСС. Суда с заведенными с кормы якорями (верпами) кроме огней и знаков, предусмотренных МППСС, несут ночью белый огонь, а днем — красный флаг, спущенные с кормы у якорной цепи на половину высоты борта. При стоянке на рейде все корабли и суда не должны без надобности держать вываленными за борт грузовые стрелы, шлюпбалки и трапы.
Катера и другие маломерные плавсредства, находящиеся в технически исправном состоянии, могут плавать по рейдам и гаваням при состоянии моря и силе ветра не выше указанных в формуляре (инструкции по эксплуатации) катера при условии наличия на них:
— удостоверения на право самостоятельного управления базовым плавучим средством ВМФ (у старшины катера);
— таблиц мореходности, грузоподъемности и пассажировместимости;
— положенного по табелю имущества и индивидуальных спасательных средств по числу команды и пассажиров;
— инструкции, предусматривающей обязанности и действия старшины в различных условиях обстановки, в частности при перевозке пассажиров;
— схемы района плавания или крупномасштабной карты.
Перечень необходимых условий, грузоподъемность и пассажировместимость, при которых шлюпкам разрешается выход в море, даются в приложении к Шлюпочной сигнальной книге (ШСК). Грузоподъемность и пассажировместимость катеров и плавсредств в свежую и тихую погоду должны быть написаны несмываемой краской в рубке катера, а на шлюпках — с внутренней стороны транцевой доски на металлической пластинке. За безопасность плавания катера (шлюпки) при любых обстоятельствах отвечает старший — офицер корабельной службы, а в его отсутствие — старшина катера (шлюпки). В предвидении сложных условий плавания на катер (шлюпку) всегда назначается командир из офицеров корабельной службы. Катера (шлюпки) могут отходить от борта только по приказанию командира корабля или его помощников, заместителя командира корабля по политической части и вахтенного офицера (дежурного по кораблю). «При всяком отправлении катера или шлюпки вахтенный офицер должен убедиться:
а) при отправлении шлюпки — в полном числе гребцов, наличии cредств сигнализации, фонаря и спасательных средств;
б) при отправлении катера, кроме указанного выше,— cнабжен ли он в достаточной мере топливом, водой и противопожарным имуществом, а также в исправности ходовых огней.
При отправлении катера (шлюпки) за пределы гавани (рейда) вахтенный офицер должен удостовериться в наличии на нем компаса, карты или схемы района, дрека с дректовом и в исправности корпуса и механизмов» (Корабельный устав ВМФ, ст. 475).
Разрешение на выход катера (шлюпки) из гавани на рейд дает оперативно-диспетчерская служба. Катера и плавсредства обязаны не мешать движению кораблей и судов, избегать приближения и пересечения их курса в опасном расстоянии. Катерам и другим маломерным плавсредствам запрещается плавание по основным фарватерам и каналам. Если обходных путей нет, им разрешается плавать только по кромке основного фарватера. При расхождении между собой катера и шлюпки обязаны руководствоваться МППСС и местными правилами плавания. Шлюпочные учения под парусами и на веслах проводятся с разрешения оперативного дежурного базы (старшего морского начальника) или старшего на рейде в специально отведенных районах и обеспечиваются самоходными катерами для оказания немедленной помощи. Эти катера находятся в районе учения, у стенки или борта корабля в немедленной готовности. За шлюпками устанавливается специальное наблюдение с рейдового, корабельного или специально выставленного для этих целей поста.