Расхождение парусных судов

Обязанность одного из парусных судов уступить до­рогу другому судну определяется их взаимным положе­нием относительно друг друга и плоскости действующего ветра. При возникновении опасности столкновения па­русных судов, идущих разными галсами, «...судно, иду­щее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну». При следовании парусных судов одним и тем же галсом «...судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром» (МППСС, Правило 12).

Судно, идущее левым галсом, уступает дорогу и в том случае, если наблюдает другое судно на ветре и не может достоверно определить, каким галсом оно идет (рис. 17.3).

Определение галса встречного судна производится по положению его парусов (на правом или левом борту) и направлению движения относительно плоскости дей­ствующего ветра. Наветренной считается сторона, проти­воположная той, на которой находится грот или (при прямом вооружении) самый большой косой парус. Ма­невр расхождения парусное судно может выполнить, приведясь к ветру, спустившись под ветер или уменьшив площадь парусности.

 


Рис. 17.3. Расхождение парусных судов: а — судно А уступает дорогу судам Б, Г и В; б — судно Б уступает дорогу судну Г и сохраняет курс и скорость относительно судна А; в — судно В уступает дорогу су­дам Б и Г и сохраняет курс и скорость относительно судна А- г — судно Г сохра­няет курс и скорость относительно су­дов А, Б и В

 

Лежащее в дрейфе парусное судно при приближении к нему другого обязано сняться с дрей­фа, показать свой галс и маневрировать, как указано выше.