Обгон кораблей и судов

Расхождение с земснарядом

Речной земснаряд ночью носит один зеленый огонь, видимый по всему горизонту, а дноочистительный сна­ряд — два таких огня, расположенных вертикально. Днем земснаряды поднимают два зеленых флага.

Корабль, подходя сверху к работающему на судовом ходу земснаряду, на расстоянии не менее 1 км (при сле­довании снизу — на расстоянии не менее 500 м) подает один продолжительный звуковой сигнал. Земснаряд при­нимает меры для пропуска корабля, дает один продолжительный звуковой сигнал и отмашку с того борта, с которого следует пройти кораблю. Ночью такая отмошка подается миганием двух горизонтально располо­женных бортовых огней. Если земснаряд отошел к ле­вому берегу, отмашка подается миганием белых огней, если к правому — миганием красных огней. С дноочисти­тельного снаряда отмашка подается белым огнем. На по­данную с земснаряда отмашку корабль отвечает отмашкой со стороны борта, обращенного к земснаряду, без подачи звукового сигнала и проходит мимо со стороны, показан­ной огнями. Если проход мимо работающего земснаряда или дноочистительного снаряда не свободен, они заблаго­временно предупреждают об этом идущий корабль, когда он находится от них на расстоянии не менее 1 км: земсна­ряд — подачей сигнала «Предупреждение» (не менее пяти коротких звуковых сигналов), а дноочистительный сна­ряд — частыми ударами в колокол. По этим сигналам корабль обязан застопорить ход и удерживаться на месте.

С получением разрешения командир корабля должен уменьшить ход и избрать курс на возможно большем расстоянии от земснаряда.

Корабль, который намерен обогнать судно, на рас­стоянии 500 м до обгоняемого при следовании сверху и 300 м при следовании снизу запрашивает у последнего сторону обгона двумя короткими и одним продолжи­тельным звуковыми сигналами. Получив запрос на обгон, обгоняемое судно репетует сигнал и подает отмашку с того борта, с которого намерено разрешить обгон, умень­шает ход, уклоняется в сторону, противоположную по­данной отмашке, и пропускает обгоняющий корабль. Корабль, получив разрешение на обгон, подает отмашку с указанного обгоняемым судном борта и начинает ма­невр обгона. Если пропуск невозможен, обгоняемое суд­но подает сигнал «Предупреждение» (пять коротких зву­ковых сигналов), запрещающий обгон. В этом случае командир обгоняющего корабля должен уменьшить ход и следовать параллельным курсом на расстоянии не ме­нее 500 м до обгоняемого судна до тех пор, пока не бу­дет разрешен обгон. На криволинейных участках пути обгоняющий корабль следует пропускать со стороны выпуклого берега при ходе против течения и со стороны вогнутого берега при ходе по течению. Траверзное расстояние между расходящимися и обгоняемыми судами должно быть по возможности наибольшим, а скорость умеренной, ввиду того что на реках имеет место явление присасывания (гл. 7).

В каналах обгон кораблей и судов производится на малых ходах лишь в исключительных случаях. Судно, идущее по оси канала, при обгоне его другим судне должно уклониться в сторону берега.