Сообщения об опасностях
Статья 10
Конвенция об открытом море 1958 года
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ
История мореплавания непосредственно связана с постоянной заботой государств о создании самых благоприятных условий для безаварийного плавания.
«Ныне прочным фундаментом этого служит Конвенция об открытом море 1958 года. Конвенция представляет важный шаг на пути не только кодификации, но и прогрессивного развития норм морского права, относящихся к безопасности мореплавания».
Курс международного права. Т. III. Изд-во «Наука»,
М., 1967, стр. 264.
1. Каждое государство обязано, принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море судов, плавающих под его флагом, в частности в том, что касается:
а) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения;
б) комплектования и условий труда экипажей судов, с учетом подлежащих применению международных актов, касающихся вопросов труда;
с) конструкции, оснащения судов и их мореходных качеств.
2. Предписывая эти меры, государство обязано соблюдать общепринятые международные нормы и предпринимать все необходимые меры для обеспечения их соблюдения.
Сборник международных соглашений и законодательных
актов СССР по вопросам мореплавания. МО СССР ГУ,
1971, стр. 36.
Международная конвенция по охране человеческой жизни
на море I960 года
Правило 2
а) Капитан каждого судна, которое встретило опасные льды, опасные плавающие предметы или любую другую непосредственную опасность для мореплавания, или тропический шторм или оказалось под воздействием штормового ветра при температуре воз-
духа ниже 0°, что вызывает сильное обледенение надстроек, или под воздействием ветров силой 10 баллов, или более по шкале Бофорта, о которых не было получено штормового предупреждения, обязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами передать
такие сведения находящимся поблизости судам, а также компетентным властям первого берегового пункта, с которым он сможет связаться.
Форма, в которой передается извещение, является произвольной. Оно может быть передано либо открытым текстом (предпочтительно на английском языке), либо с помощью Международного свода сигналов.
Международная конференция по охране человеческой жизни на море 1960 г. «Морской транспорт», Л., 1963, стр. 294.
Правила для предупреждения столкновений судов в море
(Приложение «В» к Заключительному акту Международной
Конференции по охране человеческой жизни на море 1960 г.)
Правило 1
(в) Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться во всякую погоду от захода до восхода солнца, и в течение этого времени нельзя выставлять никакие другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные, ухудшать их видимость и от-
личительные характеристики или служить помехой для должного наблюдения. Огни, предписанные настоящими Правилами, могут также выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости, а также при всех других обстоятельствах, ко-
гда это будет необходимо.
Приложение к Правилам.
Рекомендации по использованию радиолокационной
информации для предотвращения
столкновений судов в море
1. Предложения, сделанные на основании неполной информации могут быть опасными и их следует избегать.
2. Судно, идущее с помощью радиолокатора в условиях ограниченной видимости, должно в соответствии с Правилами 16 (а) идти умеренной скоростью. . .
6. При выборе стороны изменения курса судоводитель должен руководствоваться обстоятельствами данного случая. Изменение курса вправо, особенно когда суда, по-видимому, сближаются прямо или почти прямо противоположными курсами, обычно предпочтительнее изменению курса влево.
7. Изменение скорости, в том числе в сочетании с изменением курса, должно быть значительным, следует избегать ряда последовательных небольших изменений скорости.
8. Если чрезмерное сближение неминуемо, то наиболее благоразумным действием будет полная остановка судна.
Соглашение относительно морских сигналов
(Заключено в Лиссабоне 23 октября 1930 г., вступило
в силу 23 ноября 1931 г., для СССР — 23 ноября 1931 г.)
Статья 1
Во всех случаях, когда распоряжением компетентных властей на территориях Договаривающихся Правительств путем зрительных сигналов будут даваться сообщения и предупреждения, составляющие предмет прилагаемого регламента, каждое из этих прави-
тельств обязуется, что названные власти будут принимать для этой цели лишь меры, соответствующие постановлениям названного регламента. ..