НЕ ВДОХНОВЛЯТЬ ГРУППУ

Ошибка № 48.

СКУПИТЬСЯ НА КОМПЛИМЕНТЫ,

Потребность в признании одно из тех обязательств, на которых покоятся самые необычайные таланты.

Отто фон Бисмарк

Большинству людей нужно больше любви, чем они заслу­живают.

Мария фон Эбнер-Эшенбах

Вроде столько говорили об отстраненности тренера, о человеке и про­фессионале в одном лице и ответственности за результат именно профес­сионала. Мне ни в коем случае не хотелось бы, чтобы у вас, уважаемые читатели, сложилось такое однобокое представление об отношениях тре­нера и группы. Каждый профи прежде всего человек. И ему обязательно нужна наша поддержка. Точно так, как мы хлопаем малышу, который де­лает первые шажочки, от души радуясь за него, мы можем хлопать участ­никам группы, которые делают робкие попытки перейти на следующую ступеньку своего профессионального опыта.

Действительно, если человек не знает, что ему нужно поправить или подтянуть, ему сложнее развиваться, поэтому цель обратной связи — по­казать зону роста, зону ближайшей коррекции, зону необходимого раз­вития. А когда мы от души хвалим, мы вселяем в сердце участника и на­строение группы радость, дарим участникам дополнительную энергию, создаем праздник. А кто так решил, что в учении всегда тяжело?

Никогда не забуду мастер-класс Татьяны Самоловом, президента консалтинговой компании «Дэлфи-консалтинг», на выставке Trainings ЕХРО'08. Начиная с десяти утра, параллельно на трех площадках каждые полчаса стартовал новый мастер-класс ведущих тренеров-консультантов России. Тренеры, представители департаментов по персоналу, студенты метались от площадки к площадке, чтобы увезти максимум знаний и впечатлений.

Мастер-класс Татьяны «Тренировка мозга — как развить навыки стра­тегического мышления» пришелся на весьма «удачное» время — 16.15-16.45, практически под закрытие второго дня выставки. Уставшие и из­можденные слушатели с трудом фокусировали на ней свое внимание.

Татьяна начала с очень простого упражнения, предложила покреа-тивить на тему, как можно нетрадиционно использовать обычную




канцелярскую скрепку. Слушатели, собрав волю и последние силы в ку­лак, честно начали вспоминать и изобретать. Чего там только не было — новогодние гирлянды, детские трафареты для постановки почерка, ин­струмент для оставления оттисков — узоров на замерзших стеклах... Минут через пять активного творчества группы Татьяна достала из сумки две коробки конфет и наградила наиболее активных участни­ков мозгового штурма. А в конце мастер-класса на сцене появилась огромная рюмка, полная ярко-оранжевых мандаринов в награду и благодарность всем участникам мастер-класса.

Просто? Как все гениальное. Ни один не был забыт, каждый получил свою долю внимания, причем, что особенно приятно, за присутствие, вне зависимости от вклада в семинар.

Это так просто — принести на тренинг горсть конфет, вдруг приго­дятся, распить бутылку шампанского в честь удачно сданного экзамена или Нового года, только чтобы это шло от тренера. Группа, конечно, сама не промах отпраздновать то, что подворачивается под руку, образованные люди повод всегда найдут. Но одно дело — разгуляться за рамками ауди­тории, другое — добавить похвалы и ярких красок в обучение.

Чем больше хороших эмоций получит человек от тренинга, тем боль­ше хорошего настроения, уверенности, инициативы и энтузиазма прине­сет он на второй. И кстати, тем больше стимула использовать то, что до­бавилось к его опыту на тренинге.

Процесс «хваления» можно частично формализовать.


Так, например, в клубах, работающих по Синтон-программе Нико­лая Козлова, самому яркому участнику дня присуждают почетное зва­ние «Солнышко». Даже, кажется, дают переходящую медаль.

Так, например, многие тренеры в конце тренингового дня или сес­сии обращаются к группе, благодаря каждого участника за что-то осо­бенное, что он внес в работу группы: кого-то за доброту, кого-то за чувство юмора.

Так, например, можно закончить практически любой тренинг «кол­лективным письмом каждому», где по кругу передаются подписанные листки и каждый пишет что-то приятное каждому коллеге. Или можно предоставить возможность всем членам группы обменяться компли­ментами по итогам тренинга.

Возможностей действительно масса. Но самая главная похвала горит в глазах тренера, искренне радующегося успехам группы и каждого в ней.



Вспомните, какие «хвалебные упражнения» Вы знаете и можете использовать в своей работе. Дополните Вашу коллекцию упражнениями и находками Ваших коллег и ав­торов книг на данную тему.


Проанализируйте, насколько часто Вы хвалите участников группы. Насколько Вам свойственно проявлять радость за их успехи? Как Вы это делаете? Что Вас ограничивает? Ка­кие технологии могут Вам помочь в формировании и про­явлении радостных эмоций поддержки участников?