НЕ УМЕТЬ ОБЪЯСНИТЬ, ЧЕМ МЫ ЗАНИМАЕМСЯ, ЧТО ТАКОЕ ТРЕНИНГ, КАК ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВО
Ошибка № 3.
Утки откладывают свои яйца в тишине, куры же, наоборот, кудахчут, как помешанные. Каков итог? Весь мир ест куриные яйца.
Генри Форд
С другой стороны, у каждой палки всегда есть два конца. И, избегая говорить о том, что мы умеем в принципе, мы легко можем вызвать недовольство клиента. Более того, он ведь может и не последовать за нами по предложенному пути, а повторить свой вопрос: «А все-таки, что Вы можете?»
Кроме того, всегда есть шанс, что человек перед нами действительно не представляет, чем мы занимаемся, какой с нас может быть толк и что такое тренинг. Допустим, зам ему посоветовал тренера пригласить — не будет же он у своего зама выяснять, с чем едят эту заморскую рыбу. Вполне возможно, у него был опыт сотрудничества с тренерами, и, понимая весь потенциал активного обучения, он не может отделаться от неприятного послевкусия, которое осталось после этого опыта. Или, допустим, опыт предыдущей работы его как раз удовлетворил, а нас порекомендовал... да тот же зам, который работал с нами раньше и весь в восторге, надо же проверить, на какое мыло ему предлагают поменять уже хорошо известное и себя зарекомендовавшее шило. Причина может быть любой. Элементарная нехватка неформальной беседы перед началом переговоров — мы так энергично влетели, всем своим видом показывая, как мы готовы сэкономить время нашего клиента, блокнотик достали, всем своим видом демонстрируем внимание... а он рассказывать не торопится, ему нужно сначала на нас настроиться.
И здесь есть противоречие: о себе рассказывать, как мы уже выяснили, невыгодно, а от нас этого настойчиво ждут. Что делать?
Рецепт в данном случае достаточно прост. Мы уже выяснили ранее, что самый большой грех в данной ситуации — говорить много, поэтому нужно... правильно, говорить мало. Но по делу. Дальше. Клиент не обязан быть специалистом в нашей деятельности, поэтому нужно уметь объяснить наши сложные термины простыми словами. Еще. Мы уже говорили, что если двенадцать тренеров будут вести один и тот же тренинг продаж, это будут двенадцать разных тренингов. Поэтому наш рассказ уже может проявлять
![]() |
нашу оригинальность, показывая наши сильные стороны. И главное — наш рассказ должен быстро и гладко подводить нашу беседу к разговору о нашем клиенте.
Почему еще стоит с вниманием отнестись к данному этапу переговоров? Практически каждый, кому я задавала вопрос о том, что такое тренинг, тут же давал определение данного феномена, практически не задумываясь, а это означает, что тренинг как форма обучения прочно вошел в нашу жизнь. В то же время определения данного понятия значительно варьировались, что, в общем-то, неудивительно, во-первых, в силу того, что это узкоспециальное понятие, то есть как второй закон термодинамики в школах не изучается, а во-вторых, по причине абсолютно разного опыта опрашиваемых. В результате родились, например, такие понятия:
Тренинг — это семинар, который проводится в более свободной форме, в течение одного или двух дней за городом.
Тренинг — это форма проведения свободного времени, нацеленная на собственное развитие.
Тренинги проводят психологи в клубах для молодежи, чтобы они лучше умели общаться и строить карьеру.
Как, нормально? С этим нам, возможно, тоже предстоит столкнуться—с наличием у клиента неких стереотипов, которые, мягко говоря, не соответствуют нашим представлениям о своей деятельности. Поэтому повторю: кратко, ясно, привлекательно, и конечно, основной принцип — перспективно для клиента. Пусть мы пока еще ничего про него не знаем, но наш рассказ уже должен «цеплять».
Что Вы можете рассказать Вашему клиенту?
![]() |
Дайте, пожалуйста, четкое определение тому, чем Вы занимаетесь.
![]() |
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «И все-таки, что Вы можете нам предложить?»