Станки моделей 3М82, 3М83 и 3К84

Эти станки можно исполь­зовать для предварительного -и окончательного хонингования деталей различной формы, размеров и материалов. Система управления станков допускает их настройку на различные авто­матические циклы хонингования с наибольшей продолжительно­стью, соответствующей 75 дв. ходам шпиндельной головки. Преду­смотрен контроль продолжительности хонингования с помощью счетчика числа двойных ходов шпиндельной головки, благодаря чему серийные хонинговальиые станки являютс полуавтоматами. Специальные налажен хонинговальные станки, изготовляе­мые на их базе, оснащаются различными устройствами активного контроля. Станки данной гаммы имеют конструктивную ком­поновку типа подвижный кронштейн. Станки мод. ЗМ82 и ЗМ83 имеют около 85 процентов унифицированных деталей и сбороч­ных единиц.

Кинематическая схема станка мод. ЗМ83 показана на рис. 6.30. Для изменения частоты вращения шпинделя в станке исполь­зована четырехступенчатая коробка скоростей.

По кинематиче­ской схеме

n(Z4/Z6; Z7/Z12; Z6/Z10; Z5/Z10) ∙(Z11/Z13)∙(Z14/Z16)= nшп

На рис. 6.31 показана коробка скоростей станка мод. ЗМ83. Для торможения шпинделя в ней установлен тормоз 9 с электро­магнитной муфтой ЭТМ-42.

 

Рис. 6.30. Кинематическая схема хонинговального станка мод. ЗМ83

От коробки скоростей вращение пере­дается вертикальному шлицевому валу 6 шпиндельной головки с помощью бронзовой шлицевой втулки 7, закрепленной в верхней части полой гильзы 8.

Шлицевое соединение смазывается путем маслосбора в полость закрепленной на гильзе чашки 5, из которой масло подводится к шлицам через подпружинную фетровую вставку Изготовление шлицевой втулки из бронзы и смазка шлицевого соединения способствуют снижению износа рабочих поверхностей шлиц. В нижней части шлицевого вала в стенке подставки коробки скоростей закреплена с дополнительным уплотнительным резиновым кольцом маслоотражательная втулка 1, предотвращающая вытекание масла по шлицевому валу.

В передней части корпуса коробки скоростей установлен гидро­цилиндр 3 возвратно-поступательного движения шпиндельнойголовки, ось штока 2 гидроцилиндра совпадает с осью шпинделя станка. Нижний конец штока соединен с гидроцилиндром раз­жима брусков, смонтированным на корпусе шпиндельной головки. Общая смазка передач и опор валов коробки скоростей произво­дится с помощью шестеренчатого насоса путем разбрызгивания масла по всей ее внутренней полости.

Для сохранения эксплуатационных качеств станка в течение длительного времени необходим систематический контроль за правильностью работы отдельных систем и механизмов станка, за состоянием и износом ответственных сопряжений (механизм переключения скоростей и фиксация вилок переключения, шлицевое соединение вала 8, щетки электромагнитного тормоза, уплот­нение штока гидроцилиндра и др.).

Шпиндельная головка станка мод. ЗМ83 жестко соединена со штоком главного гидроцилиндра, благодаря чему получает возвратно-поступательное движение вдоль двух круглых направ­ляющих (рис. 6.32). Короткий и жесткий шпиндель 1 смонтирован на двух радиальных подшипниках качения 6-й степени точности. В качестве нижней опоры использован спе­циальный двухрядный роликовый подшип­ник 2 серии 3182116 (ГОСТ 7634-56), величина радиального зазора в котором ре­гулируется путем перемещения внутреннего кольца подшипника по конической шейке шпинделя. Действующая на шпиндель осевая сила резания при возвратно-поступательном движении головки воспринимается двумя упорными шариковыми подшипниками 3. Опоры валов и шпинделя смазывают консистентной смазкой, подаваемой через пресс-масленки с помощью шприца. В про­цессе эксплуатации станка необходимо контролировать затяжку опор шпинделя и шлицевого вала и при появлении радиаль­ной или осевой «качки» регулировать их. Целесообразно пе­риодически проверять правильность положения шпинделя. Необходимо также следить за состоянием и износом направ­ляющих бронзовых втулок и свечей.

При значительных износах детали следует заменять. В верхней части головки соосно со шпинделем станка установлен гидроцилиндр 4 разжима хонинговальных брусков. Толкатель 5, опускаясь, воздействует на конус разжима хонинговальной головки и

обеспечивает прижим брусков к обрабатываемой поверхности с определенным давле­нием (радиальная подача). По окончании обработки, перед вы-

ходом хонинговальной головки из обрабатываемого отверстия, поршень и шток цилиндра раз­жима перемещаются в верхнее положение и пружины хонинго­вальной головки отводят (сжимают) бруски.

В верхнем конечном положении поршня сферическая го­ловка штифта 6 упирается в изолированный болт 7 и замыкает однопроводную электрическую цепь по­стоянного тока, благодаря чему осуществляется кон­троль сжатия брусков.

При обработке деталей с высокой радиальной жесткостью (зубчатые ко­леса, шатуны и др.) луч­шие результаты поточно­сти и производительности достигаются при дозиро­ванной системе радиаль­ной подачи, обеспечиваю­щей принудительное ра­диальное перемещение брусков с определенной закономерностью. На рис. 6.33 показан универ­сальный привод радиаль­ной подачи для вертикально-хонинговальных стан­ков мод. ЗМ82 и ЗМ83, разработанный в Уфим­ском авиационном инсти­туте. Привод выполнен в виде

 

 

Рис. 6.31. Коробка скоростей станка мод. ЗМ83

самостоятельного узла и легко устанавливается в верхней части шпиндельной головки станка взамен суще­ствующего гидроцилиндра разжима. При разжиме брусков по дав­лению гидроцилиндр / является основным рабочим органом и осу­ществляет подачу аналогично имеющемуся приводу станка. Осталь­ная часть механизма разжима при этом в работе не участвует. Когда разжим брусков осуществляется- с заданной радиальной подачей, гидроцилиндр 1 служит для ускоренного подвода брусков до со­прикосновения с обрабатываемой поверхностью при небольшом начальном давлении. В момент перемещения штока 8 вниз раз­мыкается низковольтный контакт между штоками и винтом 6, обеспечивая команду на включение электродвигателя 11. Вращение от электродвигателя через муфту (диск 10 и храповое колесо 12), червяк 13 передается червячному колесу 9, внутри которого рас­положен винт 7 с крупным шагом. Происходит ускоренное пере­мещение винта вниз до соприкосновения со штоком гидроцилин­дра 1, после чего двигатель отключается и механизм дозирован­ной подачи готов к работе. При движении шпиндельной головки плунжер 2 гидроцилиндра 4 также совершает возвратно-посту­пательное движение, для чего верхняя и нижняя полости гидро­цилиндра соединены с гидросистемой возвратно-поступательного движения станка. Вместе с плунжером перемещается собачка 3 храпового колеса 12._3a каждый двойной ход шпиндельной го­ловки храповое колесо поворачивается на один или несколько зубьев, в зависимости от предварительной настройки, и передает вращение червяку 13 и червячному колесу 9. Последнее обеспе­чивает поступательное перемещение винта 7 вниз, которое благо­даря штоку 8 и толкателю хонинговальной головки преобразуется в радиальное перемещение брусков. Величину радиальной дози­рованной подачи регулируют с помощью оттарированного ви­нта 5.

 

 

Рис. 6.32. Шпиндельная головка станка мод. ЗМ83

 

 

Рис. 6.33. Универсальный при­вод дозированной радиальной подачи брусков для станков мод. ЗМ82 и ЗМ83

 

По окончании цикла обработки отсекается подача масла в плунжерный гидроцилиндр 4У включается электродвигатель 11 с обратным вращением и винт 7 поднимается. При этом низко­вольтный контакт между штоком 8 и винтом 6 размыкается, происходит ускоренное сжатие брусков и автоматически весь механизм приводится в исходное положение. Переключение механизма на разжим брусков по давлению или дозированный производят с помощью рукоятки на пульте управления станком.

Величину радиальной подачи определяют по формуле

где m - число зубьев храпового колеса, захватываемое за двой­ной ход собачки; zхк - число зубьев храпового колеса; k - число заходов червяка 13; zчк - число зубьев червячного колеса 9; tв - шаг винта 7; φ - угол наклона образующей конуса разжима. В данной конструкции приняты следующие значения: m изме­няется от 1 до 8 зубьев, zxk = 66, k - 1, z4k = 40, tв - 1,5 мм,φ = 15°. При этом может быть получена дозированная подача в_ пределах 0,3-2,4 мкм/дв. ход головки.