Сакхйам

Дасйам

Ванданам

Хотя молитвы являются частью поклонения Божествам, их можно рассмотреть отдельно, подобно другим компонентам, таким как слушание и воспевание, и поэтому даются отдельное описание. Господь обладает безграничными трансцендентными качествами, и тот, кого трогают эти качества Господа, которые Он проявляет в разнообразной деятельности, возносит молитвы Господу. Таким образом он достигает успеха. В той связи упоминаются некоторые оскорбления, которых следует избегать: а) кланяться, касаясь пола одной рукой, б) кланяться, будучи полностью одетым, в) показывать спину Божествам, г) приносить поклоны слева от Божеств, д) приносить поклоны очень близко к Божествам.

В отношении помощи Господу в роли слуги есть следующее утверждение. После многих многих рождений, когда мы понимаем, что являемся вечными слугами Кришны, мы можем освободить других из этой вселенной. Если мы просто продолжаем считать себя вечным слугой Кришны, мы достигнем успеха даже без совершения других процессов преданного служения, ибо просто через эти чувства мы можем совершать все девять процессов преданного служения. (ЯНД: Дасйам означает выполнять приказания Господа, будучи его верным слугой. Приказ, который отдал Господь Чайтанья всем Своим преданным – распространять повсюду послание сознания Кришны.)

В связи с поклонением Господу в роли друга, Агастйа-самхита утверждает, что преданный, совершающий преданное служение посредством шраванам и киртанам, иногда хочет видеть Господа лично, и по этой причине, он поселяется в храме. В другом месте говорится: «О мой Господь, Верховная Личность и вечный друг, Хотя ты исполнен блаженства и знания, Ты стал другом жителей Вриндавана. Как же удачливы эти преданные!» В этом высказывании слово «друг» используется для обозначения сильной любви. Поэтому дружба лучше, чем быть слугой. На стадии, находящейся выше, чем дасйа-раса, преданный принимает Верховную Личность Бога в роли своего друга. В этом нет ничего изумительного, ибо когда сердце преданного чисто, благоговение, с которым он поклоняется, уменьшается, и проявляется спонтанная любовь к Личности Бога. В этой связи Шридхара Свами упоминает Шридаму Випру, выражавшего про себя чувство признательности, думая: «Пусть я буду связан с Кришной узами дружбы жизнь за жизнью». (ЯНД: Когда преданный становится более зрелым, а его вера – твердой, то он всецело посвящает себя проповеди миссии Господа. Он хорошо знает сокровенное желание Господа и поэтому действует, как Его верный друг и доброжелатель.)