Сарга – первый этап творения

Время – это вечная форма проявления желания Господа наслаждаться Своими бесконечными играми. Удовлетворяя это желание, на Голоке-Вриндаване время йога-майа развертывает удивительные аштакалийа-лилы Кришны (игры, проходящие в течение восьми различных отрезков дня). И точно также, удовлетворяя это желание Господа, материальная энергия проявляет многочисленные циклы творения, поддержания и уничтожения материального многообразия.

Таким образом взгляд Господа Маха-Вишну на материальную энергию (детали см. выше) проявляется здесь в форме времени. Под влиянием вечного времени инертная прадхана приходит в возбуждение, и в ней проявляются принципы пуруши или желания живых существ наслаждаться независимо от Кришны и пракрити – материальной энергии, как объекта их наслаждения. Эти изначальные мужской и женский материальные принципы проявляются как Шамбху (Шива) и Майа (Шакти) соответственно, и являются тусклыми тенями Кришны, как изначального наслаждающегося, и Его внутренней энергии – изначального объекта наслаждения. Любая творческая деятельность в этом мире является результатом взаимодействия мужского и женского начал. Это взаимодействие является семенем извращенного сознания обусловленных живых существ, называемым махат-таттвой. Результат этого взаимодействия проявляется во множестве материальных форм, «материал» для которых «поставляет» прадхана.

В действительности Шамбху, олицетворяющий все мужские формы в этом мире не является независимым пурушей или наслаждающимся. Настоящим пурушей является Господь, который косвенно наслаждается майей или пракрити через Шамбху, уполномочивая его энергией Своего взгляда. Поэтому Маха-Вишну и Его последующие экспансии называют пуруша-аватарами.

Махат-таттва или совокупное сознание живых существ вначале пребывает в чистой благости, где еще сохраняется осознание живыми существам своего конституционального положения как слуг Кришны, понимания своего положения как вторичного пуруши. Но постепенно под влиянием майи это сознание начинает трансформироваться в ложное эго или аханкару, ложное чувство независимого существования и отождествления себя с материей. Это ложное эго проявляется в виде трех стихий – добродетели, страсти и невежества. Ложное эго в стихии добродетели проявляется в виде материального ума и полубогов (пока на уровне принципов, без конкретных живых существ, исполняющих функции этих полубогов). Ложное эго в стихии страсти проявляется в виде материальных разума и чувств. Ложное эго в стихии невежества проявляется в виде грубых материальных элементов и объектов чувств. Более подробно все эти проявления мы рассмотрим в отдельном параграфе.