Борьба против оппозиции внутри самой советской системы.

Наибольшие разработки были в сфере уголовного права.

В современной литературе считается, что Уголовный кодекс 1922 г. отступает от понятий Уложения 1903 г. В Уголовном уложении понятие преступление было близко к современному.

В Кодексе же 1922 г. зафиксировано материальное понятие преступления, т. е. во главу ставится общественная опасность деяния, причинение вреда. Именно материальное определение преступления допускает аналогию закона. Это положение нанесло большой вред, считают некоторые, так как это послужило поводом для репрессий.

В качестве достижений Уголовного кодекса очень удачна формулировка о понятии вины в виде умысла и неосторожности.

Вина как основная единица не указана, к ответственности могли быть привлечены люди, имевшие связь с общественно опасными элементами.

Принятие кодексов оставалось компетенцией республик, но на федеральном уровне принимались основные начала законодательства Союза ССР и союзных республик.

В частности, были приняты основные начала.

Термин «наказание» был заменен понятием меры «социальной защиты», это меры судебно-исправительного характера, которые назначались за преступление.

Меры медицинского характера применялись к невменяемым.

Меры медико-педагогического характера применялись к несовершеннолетним.

В советском уголовном праве не было понятий «возмездия» и «наказания», так как главная его цель заключалась в воспитании и исправлении личности.

В новом Уголовном кодексе сохранилось материальное понятие преступлений, уголовная ответственность для лиц, представлявших общественную опасность или связанных с преступной средой, но были введены и нормы, защищающие личность: освобождение от уголовной ответственности лица, действия которого формально относились к уголовному праву, но не представляли общественной опасности или к моменту судебного рассмотрения утратили эту общественную опасность. Развитие уголовного права шло не путем его изменения, а путем принятия новь самостоятельных актов.

Для правовой системы советской власти были характерны две тенденции, которые менялись местами в зависимости от политической обстановки:

борьба с классовым врагом;

Советское государство в период перестройки (апрель 1985 – декабрь 1991 г.).

Период перестройки можно определить как попытку реформирования Советского государства, закончившуюся ликвидацией СССР.

Перестройка тесно связана с именем М.С. Горбачева, избранного Генеральным секретарем ЦК КПСС.

11 марта 1985 г., который в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС объявил курс на реформирование экономики, политики, социально-культурной сферы, последовательное прохождение которого предполагало три этапа.

1. Этап ускорения социально-экономического развития должен был привести к полному изобилию материальных благ и достижению благосостояния и свободного развития всех членов общества. Средство достижения этого видели в переводе предприятий на систему полного хозяйственного расчета, предусматривавшую широкие полномочия по управлению хозяйственным процессом.

Была ликвидирована плановая система хозяйства, отменена государственная монополия внешней торговли, коммерциализировалась банковская система, создавалась широкая сеть кооперативов и совместных предприятий, шел процесс приватизации.

Следствием данного этапа реформы был быстрый и катастрофический спад производства, продовольственный и товарный дефицит, кризис финансово-кредитной системы, ухудшение жизни населения.

2. Этап гласности был направлен на демократизацию общественной и политической жизни. Характеризовался идеологичесхой перестройкой сознания, направленной на дискредитацию советского строя, отрицание его основ, идей, символов и атрибутов.

В политическом плане это выразилось в создании массовых политических организаций с антисоветским и антисоюзным настроем, требовавших реформы политической системы.

3. Этап перестройки был направлен на преобразование главных институтов государства. 1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР внес изменения в Конституцию, в результате которых был создан Съезд народный депутатов СССР как высший выборный орган государственной власти;

Съезд избирал Верховный Совет СССР - постоянно действующий законодательный и распорядительный орган;

В марте 1990 г. был принят Закон об учреждении поста Президента СССР, он приобретал статус главы государства, наделялся широкими полномочиями, был призван согласовывать действия законодательной и исполнительной властей;

Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР при Президенте, были резко ограничены его исполнительные и распорядительные функции.

Распад СССР и образование СНГ

Предпосылки распада СССР:

  • идеологический кризис, раскол КПСС с ее интернациональной идеологией, ее политическая недееспособность создали почву для развития идей национализма и сепаратизма как на уровне СССР, так и внутри союзных республик;
  • резкий переход к рыночным отношениям подорвал экономическую опору государственного единства СССР, стержнем которой являлись плановая экономика и централизованное распределение материально-технических ресурсов. Следствием этого стало разрушение хозяйственных связей между предприятиями различных регионов, развитие местничества. А отсутствие экономического единства ставит под сомнение единство политическое;
  • «война законов, игнорирование общесоюзного законодательства, Конституции СССР: Союзные республики принимают декларации о суверенитете, в которых провозглашается создание своего внутреннего законодательства, приоритетного по отношению к общесоюзному (шарад суверенитетов»);
  • приход к власти в республиках националистически настроенных сил, проводящих антисоветскую, антикоммунистическую и антирусскую политику, поддерживающих идеи сепаратизма и разжигающих межнациональные конфликты;
  • неспособность союзных органов власти справиться с критической ситуацией, неэффективность проводимых ими мер, одной из которых была попытка |заключения нового Союзного договора в 1991 г. по
  • обновлению СССР («новоогаревский процесс»). Договор предполагал предоставление республикам широких полномочий, одна из моделей: «сильный центр - сильные республики» или «сильные республики -сильный центр».
  • 17 марта 1991 г. всесоюзный референдум подтвердил право на существование СССР.
  • 23 июля 1991 г. 9 союзных республик подписали Договор о союзе суверенных государств, по которому СССР утрачивал большую часть своих полномочий.
  • августа был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР, однако его попытка навести порядок закончилась крахом и полностью дискредитировала общесоюзные органы.
  • После августовского путча три Прибалтийские республики заявили о своем выходе из состава СССР, и в сентябре 1991 г. Президент СССР признал данный факт своими указами.
  • 8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств («беловежское соглашение»).
  • 21 декабря Алма-атинским соглашением 11 республик поддержали создание СНГ и роспуск СССР. Правопреемником СССР стала РФ. ( В развитии права выделяются два периода:

первый (1985-1989 гг.) характеризуется попытками последовательного либерального и демократического из­менения и обновления действующей социалистической правовой системы;

второй (1990-1991 гг.) характеризуется бурными из­менениями, направленными на глубокое реформирова­ние существующей правовой системы, связанное с пере­ходом к рыночным отношениям, возрождением частной собственности, разгосударствлением политическими из­менениями.

С усилением центробежных сил в государственном устройстве и в развитии права наблюдается стремление к автономии и самостоятельности законодательств союз­ных республик (война законов): нарушался принцип при­оритета союзного законодательства перед республикан­ским и принцип прямого действия законов СССР на терри­тории союзных республик.

В связи с учреждением поста Президента развивалась система президентских указов, имеющих силу законов, причем как на уровне СССР, так и на уровне союзных рес­публик.

Правотворческая деятельность направлена на внесение изменений в Конституции (СССР и республик), действующие акты и принятие новых законов вновь обра­зованными союзными и республиканскими органами вла­сти.

В конституционном праве РСФСР необходимо отметить принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете, 22 ноября 1991 г. - Декларации прав и свобод человека и гражданина.

В гражданском праве на первом этапе вносятся изменения, расширяющие хозяйственные права предприятий и граждан, при сохранении социалистического уклада (законы об индивидуально-трудовой деятельности, о государственных предприятиях, об аренде, о кооперации), на втором этапе происходят кардинальные преобразования, связанные с переходом от плановой к рыночной экономике. Союзные законы 1990 г. о собственности и о предприятиях отменяют государственную монополию на собственность, разрешая ее существование в виде собственности советских граждан, коллективной, кооперативной, смешанной собственности.

Государственная собственность подразделялась на общесоюзную, республиканскую и местную. Разрешались следующие виды предприятий: индивидуальное, семейное, коллективное, государственное. Закон о собственности в РСФСР наряду с государственной, муниципальной, собственностью общественных объединений восстановил частную собственность без ограничения ее размера и состава.