Поэзия Клюева. Особенности поэтики. Образ избы

Начало «новокрестьянской» поэзии положил Николай Алексеевич Клюев. Судьба очень драматична, трагична.

1962, Ахматова: «Таинственный деревенский Клюев». Трудно было написать портрет. Многие считали его шаманом и колдуном. Биография Клюева намеренно затемнена им самим. Родом с севера, старинный старообрядческий род. Биография – скорее апокрифы, намеренно создаваемый образ.

Общался с Блоком, Брюсовым, Гумилевым, Ахматовой. Дружил с Есениным, «дружба-вражда». Духовный вождь новокрестьянского движения.

Первые книги вышли в 1911-12 гг. («Сосен перезвон» и «Братские песни»). Именно они принесли Клюеву известность. Его заметили многие известные поэты – Ахм, Гумилев, Мандельштам, Есенин. Это стихи о Руси, наивном и кротком рус.народе. Рус.деревня рисовалась благодатным, избяным раем.

В 1915 г. Клюев знакомится с Есениным. Революцию встретил восторженно: «Медный кит» (1918), «Львиный хлеб» (1922), «Четвертый Рим» (1922).

В 1926 г. пишет две поэмы: «Заозерье» и «Деревня». Через два года – последняя прижизненная книга «Изба и поле» (1928).

В начале 30-х переезжает в Москву. Годы расцвета творчества. Стихотворений множество; поэма «Песнь о великой матери». Жизнь в полной нищете; травили в печати. Друзья пытались помочь, но из этого ничего не выходило. Предчувствия гибели, смерти.

В 1934 г. по ордеру, подписанному Аграновым (друг Лили Брик, через нее приблизился к Маяковскому) Клюев был арестован. Обвинение в контрреволюционной пропаганде. Он был судим и сослан в Томскую область, пос. Колпашово. Его друзья продолжали за него хлопотать. После их попыток заступиться его перевели в Томск. 1937 – арестован и расстрелян за чтение на квартире своей поэмы Погорельщина.

Погорельщна– вершина творчества (1928). Лиро-эпич произвдение. Эпика+миф. О ценностях, которые были утрачены. Деревня одичавшая, безлюдная, поруганная.

 

Клюев отразил в своём твор-ве черты крестьянского сознания: наивность, желание уйти от прогрессивного мира, проклятие в адрес капитализма. Генезис клюевских идей – в народных представлениях о жизни. Поэзия от земли и народа. Во всех стихах неизменно присутствуют земная тяжесть, житейские заботы. Все пронизано крестьянским бытом; вещественная определенность. !!! Связь крестьянской работы с творчеством. Фактически для Клюева это синонимы. На этом стыке рождается образ избы (центр космогонии Клюева). Клюев называл себя «певцом олонецкой избы».

Василий Князев(поэт): природа у Клюева уподоблена «живому богу», лес у него является «многопридельным хвойным храмом», где каждый из его обитателей выполняет функцию того или иного элемента храма. По мнению В.Г. Базанова, Клюев «расширяет сферу природы. Она "дополнена" у него крестьянским бытом» .Это единство образует его художественный мир, его «избяной космос». Для Клюева изба – тот же храм со своим религиозным культом, своим этикетом. Поэтому клюевская картина мира выглядит так: живая природа (храм) = хоромы («избяной» космос). Единство этих составляющих и есть Космос, и есть Живой Бог.

Главное для поэта – выразить стихийно-религиозное начало народн.сознания, глубины нац.духа. Стихия К = крест труд+творчество. Ключевые идеи – земля, тяжесть, житейская забота

Образ избы можно назвать центр-м в творч-ве Клюева. В ней и православный, и языческий, и сакральный мир. Изба – вселенная, вмещает в себя все временные и культурные пласты.

Свою комнату оборудвал в форме избы. Родом из Олонецких крестьян.

Цикл «Избяные песни» (посвящен памяти матери) - углубляется тема избы. Изба оказывается неразрывно связана с тем,кто в ней живет. В этом цикле поэт пишет о смерти матери. Изба переживает чувство утраты вместе с самим поэтом.

Изба - символ патриархальной России, она противостоит индустриальному Западу. Изба наделяется мистической сущностью. ОБожетвелялись лапти, прялка. Она полна света. Клюев освещает все предметы крестьянского быта. Крестьянская изба — не убогое жилище бедного горемыки, а основа мироздания, целый мир, избяной космос. Изба у него олицетворена.

Появляется и тема Востока. Русь для него – избяная Индия, белая Индия.

«Изба» даже выносится в заголовок. «Рождество избы» - возведение избы – священный акт, акт высокого поэтического, художественного творения

Сказочные, фольклорные мотивы, мифы, причитания – основа поэтики.

Созданные Клюевым в 20-е годы поэмы «Мать-Суббота», «Заозерье», «Деревня» с обилием фольклорных мотивов и этнографических подробностей, которыми поэт восхищенно любуется.

 

Тяжеловесную, земную, статичную поэтику Клюева много критиковали. Противопоставляли Есенину (легкая, изящная поэзия).

Все святые уживаются в избе. Шестикрылый серафим – хозяин, домовой. Святые могут напомнить греческих богов или просто людей труда, простых крестьян, которых Клюев ставит в один красный угол с апостолами и великомучениками. Все святые – христ, языческие, мифлологические перемешались.

Упрекали в антитехницизме (оппозиця новойжизни).

Клюев принял революцию как осуществление мечты о справедливости.

Часто встречается образ Китеж-града.

Все якобы религиозные концепции мира в поэзии Клюева – не что иное, как народная сказка, сказка-мечта о райской жизни.

В последних стихотворениях меняются интонации, появляется простота, умиротворение. Явственно слышится есенинская интонация («Белый ромашковый цвет»).

17. Поэма И.Клюева «Погорельщина». Проблематика и поэтика.

«Погорельщина» написана в 1928г. (опубл в 1987)

Поэтический мир «Погорельщины» включает несколько взаимопроникающих временных пластов. Здесь контрастно обозначено время дотрагическое, затем трагическое, и, наконец, те дали, объединяющие запредельное прошлое и запредельное будущее, которые можно определить как чаемые. Россия в поэме «Погорельщина» - живая и всевременно страдающая, погорелая - пребывает на крайнем спаде исторического витка, когда состояние ее близко к состоянию преждевременной смерти.

Звучание поэмы с самого начала приобретает эпические масштабы. Универсальная многомерность в воссоздании как бы доисторического, изначально благодатного мира проявляются в описании деревни Сиговый Лоб. В разные времена года и в любой сезон здесь «порато баско». Повествование отличается утонченной музыкальностью.

Сплав гимна и плача.Взаимопроникновение яви и сна, мира вымышленного и реального. Сказочные элементы органически включаются в оригинальный строй поэмы. Как и в древнем эпосе, смешиваются реальное и мифологическое, предчувствие и событие, поступок и его сказочная версия.

Образы дракона, змеи, удава традиционно означали мощные злые силы. Вмешательство злых сил разрушает гармонию бытия.

Авторские оценки отчетливо проявляются в употреблении эмоционально окрашенных слов, в контрастном противопоставлении сокровищно богатого мира сиротски скудному его антиподу. Взор лирического лица устремлен объять всю «нерукотворную Россию», с ее чарующей душу красотой.

Художественная ткань поэмы вбирает в себя жанровые элементы фольклорных конструкций, литературной поэмы начала XIX века, пейзажной, патриотической,древнерусской литературы, западного, восточного и русского эпоса. Исчезновение с иконы образа Георгия Победоносца — свидетельство неминуемой катастрофы. «На божнице змий да сине море...» Жители Сиговца станут жертвами чудовища, морские волны поглотят последний оплот старого народного, родного поэту крестьянского мира, живущего по своим древним тысячелетним законам.

Последняя молитва жителей этого сказочного мира — мольба о возвращении Егория, обращенная к Святому Николаю, к Богоматери-Приснодеве, перед иконами гениальных русских мастеров, воплотивших разные лики Богородицы. Герои «Погорельщины» — мужики-богомазы под руководством лучшего из них— иконописца Павла—пишут образы красками, ни одна из которых не названа своим именем. Сама природа помогает иконописцам в их работе, отдавая свои лучшие краски образу, который перестает восприниматься, как собственно искусство художника. «Божественный промысел» вбирает в себя все богатство и разнообразие мира внешнего, природного, зримого.

В 1931 году поэт переехал в Москву, а еще через три года был арестован и сослан в Нарымский край. Поводом для репрессии стало чтение крамольной поэмы: «Я сгорел на своей «Погорельщине».