Тема 3. инстинкт и научение

 

Впервые понятие инстинкта появляется в античности в учениях стоиков и рассматривается как прирожденное влечение, направляющее движения животного на полезное и уводящее от вредного. Так, в качестве примеров инстинктивного поведения Хризипп указывал на стремление утят к воде, на гнездостроение у птиц, постройку сот пчелами. Хризипп отмечал, что эти действия выполняются без участия разума и одинаковы у всех животных одного и того же вида.

В обыденной речи слово "инстинкт" часто употребляется для обозначения некой побудительной силы , направляющей активность субъекта: инстинкт жизни, материнский инстинкт и т.п. Такое представление об инстинкте как мотивационной силе было характерно для ранних исследователей, таких как Фома Аквинский, Декарт. В 20-ом веке эту концепцию развивали Фрейд и Мак-Дугалл.

Дарвин был первым исследователем, который описывал инстинкт, опираясь на объективный анализ поведения животных. Он трактовал инстинкты как сложные рефлексы, сформированные из элементарных действий, которые могут наследоваться. А это означало, что инстинкты наряду с другими видоспецифическими признаками животных являются результатом естественного отбора. Избегая давать определение инстинкта, Дарвин понимал под ним поведенческий акт, который выполняется "без предварительного опыта или одинаково многими особями, без знания с их стороны цели, с которым он производится".

В настоящее время в зоопсихологии и этологии под инстинктом понимают инстинктивное - генетически детерминированное, видотипичное (характеризующее животных данного вида) - поведение, которое складывается из инстинктивных действий или актов. "Инстинкт представляет собой своего рода "видовую память", передаваемую от поколения к поколению наследственно" /3, с.32/. Альтернативный путь приспособления к среде обитания связан с индивидуальным изменением поведения в процессе научения. Научение обеспечивает приспособление к изменяющимся средовым условиям и новым обстоятельствам жизни.

У всех животных отмечаются оба вида поведения. Как подчеркивает Меннинг, "естественный отбор благоприятствовал врожденным реакциям там, где задержка на обучение могла бы оказаться фатальной" /там же, с.34/. Т.е. "готовые" комплексы инстинктивных действий наиболее четко прослеживаются в ситуациях, связанных с выживанием (защита от нападения, добывание пищи) и воспроизведением рода (размножение и создание условий для развития потомства).

Для описания устойчивых, видоспецифичных элементов двигательной активности животных К.Лоренц ввел понятие "комплекс фиксированных действий" (КФД). К их числу относятся постоянные движения и позы при борьбе, кормлении или ухаживании. КФД используются также при внутривидовой сигнализации, например, демонстрация ухаживания, позы подчинения или доминирования, крик тревоги. Предполагается, что эти комплексы проявляются в своей типичной форме уже при первом выполнении.

Этологи отмечали, что типичные поведенческие реакции вызываются специфическими раздражителями, которые получили название знаковых стимулов (или сигнальных раздражителей). Так, например, самец колюшки агрессивно реагирует на окрашенное в красный цвет брюшко соперника. Хотя атакующий самец, защищающий свою территорию, реагирует также и на позу соперника, знаковым стимулом является именно красный цвет. Тинберген писал о том, что живущий в его аквариуме самец колюшки принимал позу угрозы даже при виде красного почтового фургона, проезжавшего мимо окна.

Знаковыми стимулами часто являются особые звуки, запахи или цвета других животных. Такие знаковые стимулы Лоренц называл ключевыми стимулами, указывая, что подобные признаки развивались специально для того, чтобы вызывать определенную ответную реакцию. Тем самым ключевые стимулы и приспособленная к нему реакция животного образуют систему сигнализации. При этом воздействие ключевого стимула может усиливаться специальными демонстрационными движениями, например, какаду расправляет ярко окрашенные перья хохолка.

Лоренц и Тинберген предположили, что существует некий внутренний механизм, ответственный за узнавание сигнальных раздражителей, который был назван врожденным разрешающим механизмом (ВРМ) (иногда пишут о врожденном пусковом механизме). Тинберген определял ВРМ как "особый нервно-сенсорный механизм, который "высвобождает" данную реакцию и ответственнен за ее избирательную чувствительность к специфическим комбинациям знаковых стимулов".

Структура инстинктивного поведения. Американский исследователь У.Крейг выделил две фазы инстинктивного поведения: поисковую (подготовительную) и завершающую. В ходе поисковой фазы животное отыскивает те ключевые раздражители, которые приведут к завершающей фазе - выполнению КФД. Поисковая фаза всегда подразделяется на несколько этапов, завершающая же состоит из немногих строго повторяющихся движений.

Поисковое поведение является пластичной (гибкой) фазой инстинктивного поведения. На этой фазе индивидуальное приспособление и научение играют решающую роль. Завершающая фаза является жестко фиксированной (ригидной), а приобретенные компоненты либо отсутствуют либо являются незначительными.