Административная ответственность за нарушение земельного законодательства.

Административно-правовой метод регулирования земельно-имущественных отношений. Ответственность за нарушения законодательства.

Сущность метода ЗП — способы и приемы воздействия на регулируемые земельные отношения и их участников.

 

В регулировании порядка использования земель преобладает диспозитивный метод правового регулирования (основан на диспозитивных н.п. — содержат относительно определенные правила поведения, которые подлежат конкретизации и уточнению по соглашению сторон; взят из Гражданского права — подразумевает выбор вариантов поведения).

 

В регулировании охраны земель — императивный метод правового регулирования (основан на императивных н.п. — содержат абсолютно определенные правила поведения, которые не могут быть изменены в процессе реализации; взят из Административного права — метод власти и подчинения; присутствует управленческая вертикаль; подразумевает только 1 вариант поведения).

 

Граждане могут приобрести земельный участок на праве собственности, либо на условиях аренды. Как собственник, землепользователь имеет право самостоятельно хозяйствовать на земле, заключать договора купли-продажи, залога, аренды, дарения, завещания и т.д. в это связи в земельном законодательстве более широкое распространение получили методы рекомендации, делегирования (наделения полномочиями), то есть диспозитивный метод. Имеет место судебно-арбитражный порядок рассмотрения земельных споров.

 

Таким образом, метод правового регулирования в ЗП — совокупность императивных и диспозитивных способов правового воздействия государства на регулируемые земельные отношения, обусловленные государственными задачами, особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы.

Определить преобладание того или иного метода весьма сложно, ибо их соотношение может изменяться под влиянием социальной практики. Специального метода правового регулирования, присущего только ЗП, быть не может, так как метод земельно-правового регулирования:

1. включает в себя весь спектр правового воздействия на субъектов земельных отношений при безусловной гармонизации их интересов;

2. обусловлен предметом правового регулирования и задачами, стоящими перед обществом и государством на современном этапе (охрана земли, как основы жизни и деятельности общества).

Метод регулирования публичных земельных отношений — включает специфический способ взаимосвязи прав и обязанностей субъектов — общества и граждан. Специфика способа возникновения прав и обязанностей субъектов — юридическим фактом возникновения является пребывание лица на территории РФ. Меры принуждения — пресечение неправомерного использования земель и привлечение виновного к админ. или уголовной ответственности, а также возмещение ущерба.

Метод регулирования частных земельных отношений — включает тот же специфический способ. Специфика способа возникновения прав и обязанностей субъектов — обязательным юридическим фактом для их возникновения является наличие у лица имущественного права на земельный участок. Специфика мер принуждения — в случае неправомерного использования земли, а также невыполнения охранных мероприятий субъект может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, к возмещению причиненного вреда, а также лишен права на дальнейшее использование земельного участка путем прекращения его имущественного права на такой участок.

Метод регулирования управленческих отношений, связанных с землей — осуществление государством функций, характерных исключительно для управления земельным фондом (деление земель на категории, ведение государственного земельного кадастра, осуществление землеустройства, ведение мониторинга земель). Отношения возникают по основаниям, установленным законом, и характеризуются особым способом взаимосвязи прав и обязанностей субъектов, одним из которых является государство или муниципальное образование. Особенность применения мер принуждения — применяются не только к землепользователям, но и к государственным органам, их должностным лицам.

Метод регулирования имущественных отношений, связанных с землей — круг лиц — субъектов таких отношений ограничен федеральными законами. Круг объектов также ограничен, — установлен перечень земель, которые не могут быть объектами гражданско-правовых сделок и находиться в частной собственности. Установлены юридические факты возникновения отдельных видов имущественных отношений. Меры принуждения — применяются в виде принудительного прекращения права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования или в связи с необходимостью использования земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Административная ответственность наступает за земельные правонарушения, которые по степени своей тяжести и опасности для общества, государства либо отдельных лиц не требуют уголовного преследования.


За административное правонарушение виновные лица привлекаются к ответственности не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными государственными органами, т. е. органами Росземкадастра, охраны природы, Минздрава, Госстроя России и др.
Примерами земельных правонарушений, предусмотренных нормами КоАП и влекущих применение мер административной ответственности, являются: административные нарушения в области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без специального разрешения (лицензии) (ст. 7.3), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие земельного участка лесного фонда либо участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст. 7.14), незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историкокультурного назначения (ст. 7.16); административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования: порча земель (ст. 8.6), невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7), использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почвы (ст. 8.8), нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12); административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель: проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9), нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений, повреждение мелиоративных систем (ст. 10.10), нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений (ст. 10.13). Мерами административно-правовой ответственности за эти виды земельных правонарушений являются административный штраф либо предупреждение.

 

Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной либо минимальному размеру оплаты труда, либо стоимости предмета административного правонарушения (земельного участка, его части). Сумма взысканного с виновного лица административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

 

Административный штраф не может быть меньше одной десятой части МРОТ и не может быть больше:
— в отношении граждан — двадцати пяти МРОТ;
— в отношении должностных лиц — пятидесяти МРОТ;
— в отношении юридических лиц — одной тысячи МРОТ.
Размер административного штрафа, который исчисляется из стоимости предмета административного правонарушения, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета.
Предупреждение — это мера административного взыскания, которая выражается в официальном порицании физического либо юридического лица и всегда выносится в письменной форме и направляется виновному лицу для получения подписи последнего.