I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНЫХ СУПЕРСИСТЕМ

 

Исходное понятие социологической теории Сорокина: «социальное взаимодействие».

Это понятие имеет предельно широкий смысл, и Сорокин использовал его еще в российский период своей работы.

 

Из «Системы социологии»:

«Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, с другой».

 

В рамках систем социального взаимодействия Сорокин выделял множество социальных, культурных и личностных систем, различным образом друг с другом связанных. —

Постулируется сложная иерархия взаимодействующих друг с другом систем и подсистем.

 

На высшем уровне этой иерархии располагается предельно широкая система: так называемая культурная суперсистема (или прототип культуры).

 

В основе каждой культуры как целостного образования всегда лежат некоторые общие «философские посылки», которые являются основополагающими элементами (ядром) суперсистемы, определяют общий тип культуры, проявляются во всех сферах социальной и культурной жизни. — Таких суперсистем три:

(1) идеационная (идеациональная, умозрительная);

(2) чувственная;

(3) идеалистическая.

В некоторых работах Сорокина речь идет всего о двух суперсистемах — идеационной и чувственной, — а идеалистическая рассматривается как промежуточная, переходная, гибридная, эклектическая, сочетающая в себе элементы двух других. (Они, в общем и целом, аналогичны контовским трем стадиям, где метафизическая стадия тоже имеет промежуточный и переходный характер, только у Сорокина они не соединяются с идеей прогресса или эволюции.)

 

Итак: в основе каждого типа суперсистемы лежит особый способ восприятия мира и отношения к миру. (По сути, это базовые мировоззренческие системы.)

 

 

v ИДЕАЦИОННАЯ СУПЕРСИСТЕМА

 

В ее основе лежит умозрительное, интуитивное, преимущественно религиозное мировосприятие и отношение к миру.

 

Основные особенности:

§ интуитивный характер творчества и истины; внутренняя «одухотворенность», религиозность, главенство духовных ценностей;

§ абсолютизация духовных ценностей, четкое разграничение ценностей положительных и отрицательных;

§ преобладание религиозной и умозрительной философии; умозрительность и идеализм в мировоззрении вообще;

§ святость закона и морали;

§ религиозно окрашенные живопись и скульптура, музыка и литература, архитектура и драма;

§ слабое развитие позитивизма, эмпиризма, материализма и науки;

§ почти полное отсутствие утилитаризма и гедонизма в этике;

§ преобладание отношений семейно-родственного типа (Gemeinschaft) в отношениях между людьми;

§ низкая степень урбанизации, индустриализации и коммерциализации общества;

§ могущественный корпоративный дух…

 

 

v ЧУВСТВЕННАЯ СУПЕРСИСТЕМА

 

В ее основе лежит эмпирическое, чувственное отношение к миру. — Иначе говоря, это нечто диаметрально противоположное идеационному типу мировоззрения.

 

Основные особенности:

§ секуляризм, материализм, утилитаризм, эмпиризм, гедонизм, сциентизм;

§ развитие науки и техники;

§ релятивизация ценностей;

§ упадок религиозности;

§ упадок интуитивного творчества; преобладание светских чувственных искусств;

§ секулярные мораль и право;

§ вытеснение творческого гения ремеслом;

§ преобладание (практически во всем) количества над качеством;

§ растущая социальная дифференциация; душевный разлад, внутренние волнения и классовая борьба;

§ сверхразвитые индустриализация, урбанизация и коммерциализация;

§ замена семейно-родственных отношений договорными (Gesellschaft)…

 

 

v ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ СУПЕРСИСТЕМА

 

Нечто среднее между первыми двумя типами; переходный (синтетический) тип.

 

Характерные особенности:

§ рационализм и скептицизм в вере;

§ рациональное обоснование этики и права…

 

 

v ЗАКОНОМЕРНОСТИ СМЕНЫ СУПЕРСИСТЕМ: ЦИКЛЫ И ФЛУКТУАЦИИ

 

Во всех суперсистемах есть свои «плюсы» и «минусы». — Идеационная и чувственная не позволяют реализоваться во всей полноте человеческой природе (совмещающей в себе чувственное и рациональное, «тело» и «дух»); идеалистическая внутренне дисгармонична и неустойчива. — Так можно представить антропологические основания циклической смены суперсистем: каждая возникает, реализует свои творческие возможности, а затем приходит в истощение и упадок; тогда возникает необходимость в замене ее новой.

 

Флуктуационная модель: альтернатива линейным и циклическим концепциям истории.



 

 

 

(Флуктуационная модель изменения)


Флуктуационные смены суперсистем влекут за собой изменение всего образа жизни, всех ценностей, институтов, образцов поведения, переориентацию всего социокультурного развития. — Эти процессы происходят на больших временных промежутках (в масштабе столетий).

 

Исходя из этой теории, Сорокин объясняет «кризис нашего времени»: к концу XIX – началу ХХ в. чувственная суперкультура, доминировавшая в западном мире в течение всего Нового времени, исчерпала себя; и самым естественным образом на смену ей приходит (или в ближайшем будущем должна прийти) другая суперсистема — идеационная или, скорее, идеалистическая.