Для того чтобы партия была зарегистрирована, она должна отвечать некоторым формальным и материальным требованиям.

Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти посредством влияния на формирование общей воли граждан, участие в выборах и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Партия объединяет граждан по политическим интересам для участия в реализации государственной власти.

Существует множество подходов к определению сущности политических партий:

1. понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан, французский философ и писатель, 1767-1830 п.);

2. трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм-ленинизм);

3. институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже, современный французский государствовед).

Партии имеют свою программу, систему целей, которую они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения.

В ряде зарубежных стран грани между партиями и другими политическими объединениями носят нечеткий характер и зачастую стираются.

В конституциях многих стран нет юридического определения политической партии. В этих основополагающих документах определяются только цели и задачи партий: «политические партии содействуют выражению мнений в ходе голосования (ст. 4 Конституции Франции); «под партией понимается любое объединение или группа избирателей, которые выступают на выборах под особым наименование (Акт о форме правления Швеции). .

Более точно функция партии показана в Конституции Греции (ст. 29): «партии должны служить свободному функционированию демократического строя». В Основном законе ФРГ (ст. 21) зафиксировано, что партии содействуют формированию политической воли народа и свободно образовываются.

Многопартийность - это способ формирования политических структур, призванных выражать и защищать интересы определенных слоев общества.

Множественность партий не всегда тождественна многопартийности. Многопартийность характеризуется рядом признаков. Прежде всего, партии должны представлять собой часть общества, класса или социального слоя, наиболее полно выражая их стремления и потребности. Условием успешного функционирования много партийности является сложившийся механизм правового регулирования взаимоотношений между партиями и властными структурами, между партиями и обществом, который создает возможность чередования у «руля государства» разных партий в результате выборов.

Причины многопартийности:

- существование современного общества со сложной социальной структурой и дифференциацией;

- неоднородность идеологии, системы господствующих социально-политических ценностей;

- наличие развитых традиций политического плюрализма и свободомыслия (Северная Америка, Великобритания, Франция).

 

2. Типология политических партий

 

Многообразие политических партий обусловлено тем, что они призваны выражать интересы различных социальных групп. Партии можно классифицировать по ряду критериев.

По социально-политической сущности партии делятся на:

· революционные;

· реформаторские (выступающие за смену политического курса путем реформирования);

· консервативные (выступающие за сохранение традиционного порядка, ориентированные на ограничение социальной и экономической деятельности государства);

· социал-демократические (отстаивающие интересы наемных работников и менее обеспеченных слоев населения защищающие государственные социальные программы);

· экстремистские (призывающие к незаконным методам борьбы)

· конфессиональные (объединяющие лиц определенных вероисповеданий);

· национальные (выражающие на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы, как правило, ставящие задачу обеспечения ее приоритета в государстве).

По месту и роли партий в политической системе они делятся на:

· государственные (партия формирует государственную систему управления);

· авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой);

· парламентские (прошедшие на выборах в парламент и сформировавшие в нижней палате депутатские фракции);

· легальные (функционирующие в соответствии с конституцией и законодательством государства); .

· нелегальные (существующие и действующие в нарушение законов государства, и в силу этого подвергающиеся преследованиям). I

· Между двумя первыми группами партий зачастую трудно провести четкую грань.

По месту в политическом спектре общества можно различать партии:

· правые и центристские (в развитых странах они доминируют);

· левые и левоцентристские;

· праворадикальные.

По организационной структуре выделяются партии:

· централизованные (организационно оформленные, для которых характерно документальное оформление партийного членства, наличие первичных организаций, членских взносов или регулярной финансово-материальной помощи);

· децентрализованные (организационно-неоформленные партии, существующие в основном на добровольные пожертвования);

· кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью);

· массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, крепить структуру);

· партии с формально определенными принципами членства;

· партии со свободным членством.

По виду партийною правления (руководства) эти объединения подразделяют на:

· партии, имеющие коллективное руководство;

· партии, формально имеющие коллективное руководство, но с отчетливо выраженным верховенством лидера;

· партии, закрепляющие личностное (харизматическое) руководство, партии с консенсуальным правлением.

По представительству в центральных органах государственной власти и участию в осуществлении официальной политики партии различаются правящие и оппозиционные.

Также выделяют партии проблемные, которые вызваны и подчиняют свою программу и деятельность решению какой-либо крупной социальной задачи, требующей безотлагательного решения (экологические партии, партии мира, земельной реформы)

По масштабу деятельности партии классифицируют на общенациональные и региональные. Примечательно, что последние активно действуют в таких развитых странах как Бельгия, Италия, Япония.

Мировая практика знает несколько способов создания политических партий. В зависимости от этого зарубежные страны можно подразделить на три группы.

1. Государства, где порядок образования партий вообще не урегулирован правом. Организация политических партий трактуется как частное дело граждан и осуществляется на основе свободы объединения. Партия считается существующей уже в силу провозглашения самой себя в качестве таковой (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия).

2. Государства, законодательство которых не требует формальной регистрации политических партий в каком-либо государственном органе. Вместе с тем, согласно предписаниям права этих стран, организация приобретает статус партии лишь после представления в компетентные органы определенных документов (ФРГ, Австрия).

3. Государства, в правовых актах которых предусмотрена обязательная регистрация партий. Полномочиями по их регистрации наделяются различные государственные органы.

Ограничением многопартийности в демократических странах является конституционный запрет деятельности партий, использующих насильственные методы борьбы за власть (партии фашистского, милитаристского типа, программы которых направлены на свержение легитимной власти, упразднение конституции). Ко всем партиям предъявляется требование строго соблюдать конституцию и демократический режим внутрипартийной жизни. В международном документе Копенгагенской встречи (1990 г.) в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе установлено, что партии не должны сливаться с государством.

С точки зрения порядка приобретения организациями легального статуса партии страны можно разделить на четыре группы.

К первой группе принадлежат такие государства, как Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. В этих странах для приобретения статуса политической партии достаточно того, чтобы организация объявила себя партией. С течением времени количество таких стран сокращается.

Вторую группу стран представляют ФРГ, Австрия и т. д. В этих странах для приобретения статуса политической партии достаточно, чтобы организация представила в компетентный орган строго определенный набор документов. Например, в Австрии необходимо, чтобы организация представила в министерство внутренних дел устав, и после этого она приобретает статус юридического лица.

К третьей группе стран относятся Италия, Испания, Франция Португалия, Румыния и т. д. В этих странах законодательство предписывает обязательную регистрацию партий. Правом регистрации партий наделяются различные органы. Например, в Италии, Испании регистрацию политических партий осуществляют министерства внутренних дел, в Нидерландах, Бельгии — министерство юстиции. Судебные органы ведают регистрацией в Португалии, Бразилии, Болгарии, Румынии.

Четвертую группу составляют страны, в которых законодательно закрепляется возможность легальной деятельности только для четко указанных одной или нескольких партий (КНР, Вьетнам и др.). Соответственно для этих стран проблема регистрации не стоит.

К формальным требованиям относятся: наличие у партии собственного наименования, эмблемы, конкретных документов, также требование для регистрации поддержки партии определенным количеством избирателей.

Например, в США законодательство 20 штатов устанавливает абсолютное число подписей, которое необходимо собрать, чтобы получить статус партии: в Иллинойсе это 25 тыс. подписей, в Нью-Йорке - 20, Алабаме - 5, Огайо - 5, Канзасе - 2,5, Айдахо - 1,5 тыс. и т. д.

В ряде федеративных государств партии могут быть как общенациональными, так и действующими на уровне отдельных субъектов федерации (ФРГ, США, Индия и др.). Законодательство Бразилии признает только общенациональные партии.

В некоторых странах (Швеция, Испания, Япония) в качестве партии признаются и организации, действующие на муниципальном уровне В ряде других (например, ФРГ, Португалия, США, Индия, Бразилия) - не признаются.

К материальным требованиям, предъявляемым к партиям при регистрации и в ходе их последующей деятельности, относят принципы их организационного построения и деятельности. В основном законодательство требует, чтобы партии строились на демократических принципах, включающих запрещение отказа в принятии или исключения из партии лица в силу его национальной принадлежности, расы или пола. Требуется также, чтобы коренные вопросы партийной жизни решались на собраниях всех членов или представителей всех членов партий, чтобы партии регулярно обнародовали основные партийные документы, состав руководства, данные об источниках финансирования и расходовании денежных средств.

В Конституциях Италии (1947 г.) и Португалии (1976 г.) специально оговаривается недопустимость существования фашистских организаций. В развитие конституционных постановлений в этих странах были приняты соответствующие законы.

В законодательстве о партиях демократических государств, как правило, уделяется специальное внимание функциональному предназначению партий как институтов, способствующих формированию и выражению политической воли народа, что в отдельных случаях формулируется в общем виде, а иногда (к примеру, в законодательных актах ФРГ, Португалии, Анголы) раскрывается более подробно в виде определенного перечня функций. В ряде государств (как демократических, так и недемократических) функции партий в законодательных актах не обозначены, но их можно выявить на основе анализа практики.

 

3. Партийные системы и их виды

 

В зависимости от положения партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих партий в государстве складывается партийная система. Выбор партийной системы обусловлен уровнем политической и правовой/культуры граждан, историческими традициями, этническим составом населения, конфессиональным спектром и расстановкой классовых сил. Правовой основой партийных систем являются Конституция, избирательные законы, законодательство об общественных объединениях (ассоциациях) и политических партиях конкретной страны.

Партийная система - это система взаимоотношений политических партий между собой, с государством, с другими элементами политической 'системы и гражданами. Специфика партийных систем во многом определяется количеством партий, которые существуют и реально влияют на функционирование институтов государственной власти.

Одной из первых появилась традиционная буржуазно-демократическая партийная система, сформировавшаяся в Западной Европе и Северной Америке в XIX в. Деятельность ее подчинена следующим положениям:

- в обществе идет легальная борьба за власть;

- власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентского большинства;

- постоянно существует легальная оппозиция;

- между указанными политическими объединениями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения ранее установленных «правил игры».

В ХХ в. В результате кризиса демократических и авторитарных систем правления возникла социалистическая партийная система, характеризующаяся следующими параметрами:

в государстве действует, как правило, одна легальная правящая партия (в редких случаях могут сосуществовать несколько других политических партий при безусловной гегемонии правящей коммунистической партии); партия руководит государством на всех уровнях управленческого аппарата.

Авторитарная партийная система существует при таком типе правления, который является промежуточным. Здесь доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. При этом допускается существование других партий.

Другая типология партийных систем основана на количественном критерии: многопартийная система, система фиксированного на основе закона числа партий, двухпартийная система, однопартийная система.

При классической многопартийной системе в избирательной борьбе участвует несколько (всегда более двух) политических партий и все они могут принимать участие в формировании правительства (Италия, Бельгия, Дания и т.д.). Поэтому в этих странах по итогам парламентских выборов создаются коалиционные правительства, в которых участвуют представители трех-четырех или даже пяти партий.

Система фиксированного законом числа партий имеет место в ряде развивающихся стран, где разрешается деятельность только тех партий, которые упомянуты в законе (например, двухпартийность в ряде государств Африки). Цель подобной системы - обеспечить приоритет сложившейся партийно-политической элите, а также рационализировать работу парламента и правительства в условиях большого разброса социальных интересов.

Своеобразие двухпартийной системы состоит в том, что при наличии множества партий реально претендуют на власть и попеременно формируют правительство лишь две из них. Одна партия правит, а другая, находясь в оппозиции, критикует ее, после чего в результате выборов они время от времени меняются местами (Великобритания, США).'

Однопартийные системы характерны для стран с недемократическими режимами, где легальный статус и право формировать правительство предоставляется одной, фактически государственной партии, пришедшей к власти революционным путем. При этом может сохраняться видимость многопартийности, которая сводится на нет закреплением в Конституции ведущей роли одной партии (Куба, КНР, КНДР), Т.е. недопустимостью оппозиции.

В двух десятках зарубежных .стран легальные политические партии отсутствуют - это преимущественно феодально-монархические и авторитарные государства (например, Саудовская Аравия, Бруней).

 

4. Функции и структура политических партий

 

Партиям, которые являются необходимым компонентом общественно-политической жизни в современных обществах, свойственны следующие функции:

· представительская - выражение интересов определенных групп населения (иногда на одинаковые социальные слои ориентируется несколько политических партий);

· социалuзаторская - вовлечение части населения в число своих членов или сторонников;

· uдеологuзаторская - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы и ее пропаганда;

· коммуникативная - поддержание устойчивых связей, в том числе и обратной связи между правящими кругами, гласными институтами и населением, избирателями. Партийные организации ориентируются и в определенной мере воздействуют на общественное мнение;

· собственно политическая - участие в борьбе за власть (подбор, выдвижение кадров и обеспечение условий их деятельности).

Поэтому под функциями политических партий следует понимать основные направления их деятельности, обусловленные стоящими перед ними целями и задачами.

Юридическими признаками политических партий является их признание в качестве одного из видов общественных объединений, специфическая задача которых - участие в формировании институтов государственной власти, органов регионального и местного управления. Например, согласно закону ФРГ о политических партиях1967 г. в редакции 1989 г. объединение утрачивает право вое положение партии, если оно в течение шести лет не участвует в выборах Бундестага или одного из ландтагов путем выдвижения своих кандидатов.

Партия организуется по инициативе учредителей (физических или юридических лиц) и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в соответствующих государственных органах.

 

5. Конституционное регулирование экономических отношений в зарубежных странах

 

Экономическая система — это совокупность экономических отношений, господствующих в данной стране. К ним относятся отношения со собственности, производства, обмена и присвоения материальных и духовных благ. Поскольку данная сфера человеческой и государственной жизни очень важна, она так или иначе находит свое закрепление в конституциях.

Наиболее важным институтом является институт собственности С точки зрения юриспруденции собственность — это юридическая принадлежность вещи, т. е. право владеть, право пользоваться и право распоряжаться имуществом. Конституции регулируют прежде всего право собственности.

По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Публичная собственность отличается своей неделимостью. Напротив, частная собственность делима.

Субъектом права публичной собственности может быть государство, субъект федерации (штат, провинция и т. п.), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община и т. п.), а в ряде случаев - общественное формирование (политическая партия, церковь и др.). Например, поселяясь в городе, лицо автоматически включается в число собственников городского имущества, а, покидая город, чтобы поселиться в другом месте, столь же автоматически утрачивает это качество без права забрать свою долю. Публичная собственность всегда коллективна. Коллективность же предполагает равный для всех собственников объем прав на имущество.

Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, т. е. частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер. В случае групповой собственности объем прав отдельных собственников на общее имущество может быть равным и неравным, может зависеть, в частности, от размера доли, выступающей в форме пая, акций и др. Но нужно сказать, что государство, город и иные корпорации публичного права могут быть субъектами и частной собственности, владея, например пакетом акций какой-либо частной фирмы.

Таким образом, следует подчеркнуть, что публичный или частный характер собственности определяется режимом имущества, а не тем, кто является собственником.

Перевод имущества из публичной собственности в частную именуется приватизацией, а из частной в публичную - национализацией, если собственником становится государство, или социализацией в остальных случаях.

Первоначально в конституциях собственность обычно гарантировалась общим образом, без конкретизации ее видов и субъектов права на нее. Примером здесь может служить ст. 17 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая гласит: «Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения». Из приведенной краткой формулы вытекает целый ряд юридических гарантий, к которым можно отнести следующие:

а) неотъемлемость права собственности;

б) лишение этого права возможно только как исключение;

в) порядок лишения должен быть установлен только законом;

г) такой закон должен определить случаи общественной необходимости, при которых возможно лишить субъекта права собственности;

д) лишение права собственности возможно только с возмещением и некоторые другие гарантии.

Современные зарубежные конституции также закрепляют и развивают принцип охраны и защиты собственности. В конституциях подчеркивается обязательный учет общественных интересов, с тем чтобы права отдельных лиц не препятствовали правам и интересам общества. Такие подходы появились под влиянием идей социализма и социальной справедливости. Например, Конституция Италии 1947 г. в ст. 41 закрепляв положение о том, что «частная хозяйственная инициатива свободна», н тут же подчеркивается, что «она не может развиваться в противоречии с общественной пользой или так, чтобы причинять ущерб безопасности, свободе или человеческому достоинству».

Конституции многих стран устанавливают также и принципы экономической деятельности. Таким основополагающим принципом служит установление в конституциях целей использования национальных богатств в общих интересах независимо от того, кто их собственник. Н; пример, ч. 1 ст. 128 Конституции Испании регламентирует, что «все богатство страны в его различных формах и независимо от принадлежности прав на него подчиняется общему интересу».

Во многих конституциях зафиксирована также возможность государственного планирования экономической жизни. Государство использует методы планирования (прогнозирования) экономического развития. Koнституционные положения о планировании экономики содержатся в Kонституциях Бразилии, Испании, Португалии. Наряду с прогнозирование используется множество других рычагов для регулирования экономики Это перераспределение бюджета, прямое огосударствление ряда отраслей хозяйства, налоговая и кредитная политика и др.

В конституциях многих стран особое внимание уделяется экономической деятельности в сельском хозяйстве. Согласно ст. 44 Конституции Италии в интересах рациональной эксплуатации земли и справедливых социальных отношений допускаются: возложение законом обязательств на частную земельную собственность, установление ее пределе в зависимости от регионов и сельскохозяйственных зон, мер по улучшению земель, преобразование латифундий, реконструкция производственных единиц, поддержка мелкой и средней собственности, льготы для горных местностей.

Важную роль в обеспечении конституционных принципов экономической системы играет текущее законодательство, направленное на обеспечение честной конкуренции и недопущение частных монополий, начат которому положил известный американский Закон Шермана 1890 г.

В конституциях развивающихся стран часто содержатся нормы, обеспечивающие особую охрану национального капитала.

Что касается социалистических государств, то их конституции наряду с принципом государственного планирования экономической и социальной жизни стали определять статус государственных предприятий и принципы их деятельности, а также статус кооперативов имея в виду некоторое расширение их самостоятельности.

 

6. Конституционное регулирование социальных отношений в зарубежных странах

 

Исходя из основного положения теории государства и права правовое государство - это государство, обеспечивающее цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим режимом.

Социальное государство - это государство, которое должно заботиться о каждом своем гражданине, создавать условия для свободного развития его, делать все необходимое для улучшения жизни людей в данном обществе.

Прежде всего социальное государство заботится о семье, той общественной структуре, которая воспроизводит человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества. Поэтому значительное число конституций не обходит семью своим вниманием. То же относится и к браку, лежащему в основе семьи.

Так, ст. 24 Конституции Японии 1946 г. устанавливает, что брак основывается только на взаимном согласии обеих сторон и существует на основе взаимного сотрудничества, основанного на равноправии мужа и жены. Все вопросы брака и семьи должны регулироваться законом исходя из принципа личного достоинства и равенства полов. Согласно ч. 1, ст. 21, Конституции Греции 1975 г., «семья как основа сохранения и развития нации, а также брак, материнство и детство находятся под защитой государства».

В некоторых конституциях особо гарантируются права и интересы детей. Часть 5 ст. 4 Конституции Мексики гласит: «Долг родителей - соблюдать право детей на удовлетворение своих потребностей, на умственное и физическое развитие. Закон определяет для защиты детей средства, которые должны предоставляться государственными учреждениями».

Сложная демографическая ситуация в Китае побудила составителей действующей Конституции включить в нее следующие нормы: «Государство распространяет планирование рождаемости, чтобы привести рост населения в соответствии с планами экономического и социального развития» (ст. 25); «Супруги - муж и жена - обязаны осуществлять планирование рождаемости» (ч. 2, ст. 49).

В ст. 34 Конституции Швейцарии говорится: «Конфедерация при осуществлении возложенных на нее полномочий и в пределах Конституции принимает во внимание нужды семьи».

Социальное обеспечение лиц, по тем или иным причинам лишенных возможности зарабатывать себе на достойную человека жизнь и не имеющих иного источника существования, существует обычно в двух формах. Это социальное страхование и социальная помощь.

Социальное страхование осуществляется, как правило, работодателем и самим работником, которые платят в соответствующие фонды обязательные взносы. Из этих фондов выплачиваются соответствующие пенсии и пособия.

Что касается социальной помощи, то она оказывается государством или местным территориальным коллективом лицам, которые оказались в бедственном положении, не имея права на обеспечение по социальному страхованию.

Четко разграничиваются обе формы в Конституции Хорватии 1990 г. В ст. 56 она устанавливает, что право занятых и членов их семей на социальную защищенность и социальное страхование регулируется законом и коллективным договором и что законом регулируются права, связанные с материнством и детством. А согласно ст. 57 «слабым, больным и другим вследствие безработицы или нетрудоспособности необеспеченным гражданам Республики обеспечивается право на помощь для удовлетворения основных жизненных потребностей».

Конституция Республики Словении 1991 г. устанавливает, что государство регулирует обязательное социальное страхование на случаи болезни, смерти, инвалидности и др. и заботится о его функционировании. Особо охраняет государство детей и несовершеннолетних, которые лишены заботы взрослых.