Понятие, основания и субъекты материальной ответственности по административному праву.

Материальная ответственность как вид юридической ответственности наступает за неправомерные действия (бездействие) в связи с выполнением лицом своих трудовых (служебных) обязанностей, в результате которых причинен реальный материальный ущерб организации (государству). Ответственность выражается в возмещении лицом причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения лица к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которым причинен ущерб работодателю (нанимателю).

Целью применения материальной ответственности является возмещение материального ущерба, формирование бережливого отношения к чужому имуществу.

Материальная ответственность не наступает в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности создать надлежащие условия для хранения имущества, вверенного конкретному лицу.

Данный вид ответственности в отношении рабочих и государственных служащих урегулирован нормами трудового права. Административным законодательством урегулирована материальная ответственность только военнослужащих. Правовой основой материальной ответственности военнослужащих является Федеральный законом от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.

Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Субъектами привлечения к материальной ответственности военнослужащих могут быть: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Основанием для привлечения военнослужащего к материальной ответственности является правонарушение, которое характеризуется следующими признаками: противоправное поведение (действие или бездействие) военнослужащего; причинение имуществу воинской части реального материального ущерба; наличие причинной связи между реальным ущербом и противоправным поведением военнослужащего; наличие вины военнослужащего; причинение ущерба при исполнении обязанностей военной службы.

Рассмотрим каждое условие подробнее.

1. Противоправными признаются такие действия, которые выражаются в нарушении конкретных правил, требований и норм, регулирующих порядок получения, выдачи, хранения и использования военного имущества. Общим правилом, сформулированным УВС ВС РФ, является обязанность всех военнослужащих «беречь военное имущество» (ст. 16). Помимо этой нормы действует широкий круг нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение сохранности военного имущества.

2. Согласно ст. 2 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", реальным ущербом признается: утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

3. Причинная связь означает, что реальный ущерб явился непосредственным следствием конкретного действия (бездействия) данного военнослужащего, а не воздействия внешних сил (природных явлений или действий иных лиц). Зачастую именно отсутствие причинной связи является основанием для отмены судебных решений. Так, например, нельзя считать причинением реального ущерба отказ выпускника военного училища от прохождения военной службы, так как им не совершено каких- либо действий, направленных на причинение материального ущерба военному училищу. Денежные средства, выделенные государством на содержание курсанта в период обучения в военном училище, потрачены на подготовку будущего офицера и не связаны с отказом от прохождения дальнейшей службы.

4. Вина военнослужащего в причинении реального ущерба имуществу воинской части может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности, что не влияет на вопрос о привлечении его к материальной ответственности, но имеет значение при определении размера ущерба, подлежащего возмещению.

Законодательством четко предусмотрены и те случаи, когда привлечение военнослужащих к материальной ответственности за причиненный ущерб не допускается: если ущерб причинен вследствие исполнения приказа командира (начальника); правомерных действий военнослужащего; оправданного служебного риска; действия непреодолимой силы.

5. В случаях, когда военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) причинил ущерб имуществу воинской части не при исполнении обязанностей военной службы, он подлежит привлечению к гражданско-правовой, а не материальной ответственности. При этом нужно учитывать то, что исполнением служебных обязанностей военнослужащими по контракту признается фактическое выполнение ими должностных, специальных полномочий или заданий командования, независимо от времени и места их осуществления. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, признаются находящимися при исполнении обязанностей военной службы во всех случаях их нахождения в расположении своей воинской части либо вне ее, если они находятся в командировке или исполняют служебные задания.

В качестве срока, в течение которого военнослужащий может быть привлечен к материальной ответственности, Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» установлены три года со дня обнаружения ущерба. Этот временной интервал аналогичен сроку исковой давности, установленному ГК РФ.

Федеральным законом предусмотрено два вида такой ответственности - ограниченная и полная. Различие между этими видами материальной ответственности состоит в максимальном размере денежного взыскания, налагаемого на военнослужащего за один случай причинения им материального ущерба воинской части.

Ограниченность ответственности заключается в том, что за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы, виновные военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, отвечают в размере такого ущерба, но не более пределов, установленных Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих».

При определении размера возмещаемого ущерба, причиненного несколькими военнослужащими, применяется принцип солидарной ответственности, т. е. для каждого отдельного военнослужащего с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен: военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и др. целей; действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ; в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ; умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

При обнаружении ущерба командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование.

Полномочия по вынесению решения о привлечении военнослужащих к материальной ответственности, а также по назначению конкретного размера возмещения возлагаются на командира воинской части либо суд.

Законом предусмотрено три варианта возмещения ущерба:

1) возмещение ущерба военнослужащими;

2) возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы;

3) возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам.

Установление наличия условий применения к военнослужащему материальной ответственности осуществляется в особом процессуальном порядке - в ходе административного расследования.

Так, согласно ст. 7 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», административное расследование осуществляется в месячный срок и назначается командиром (начальником) сразу после обнаружения ущерба. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

Дефицит законодательного регулирования административного расследования компенсируется Приказом Минобороны РФ от 31 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации». Так, на основании п. 102 Наставления, в процессе проведения административного расследования готовятся следующие документы: рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования; объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п.; справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба с учетом применения соответствующих коэффициентов; в случае причинения ущерба здоровью - медицинское заключение о характере и степени повреждений; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к материальной ответственности и некоторые другие.

Наряду с этим, Наставлением установлены некоторые меры процессуального обеспечения, к которым, согласно п. 106, отнесены: обыски, выемки, допросы и некоторые другие следственные действия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем если в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора. Все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.