Планирующий полет
Подъем
Пусть самолет, совершающий подъем, представлен плоскостью АВ (рис. 60). На самолет действуют:
1) вес Q, приложенный в центре тяжести и направленный вертикально вниз;
2) сопротивление воздуха R, испытываемое несущими частями, приложенное в центре давления перпендикулярно к плоскости самолета;
3) сопротивление воздуха t, испытываемое ненесущими частями, направленное по траектории подъема в сторону, обратную перемещению;
4) тяга винта F.
![]() |
Рис. 60. |
Разложим сопротивление воздуха по направлению касательной к траектории подъема и по направлению, перпендикулярному к ней. Мы получим подъемную силу Р и лобовое сопротивление Т. Разложим силу тяжести по тем же направлениям; получим составляющую Q1 перпендикулярную к траектории, и составляющую Q2 по направлению траектории. Для равномерного подъема самолета необходимо:
1) чтобы подъемная сила была равна Q1;
2) чтобы тяга винта была равна лобовому сопротивлению крыла плюс сопротивление ненесущих частей и плюс составляющая Q2:
P = Q1;
F = T + t + Q2.
Составляющая Q2 увеличивается одновременно с углом подъема и вынуждает нас иметь запас мощности.
На самолет действуют (рис. 61):
1) вес Q, приложенный в центре тяжести;
2) сопротивление воздуха Т, испытываемое несущими частями, направленное по траектории, в сторону, обратную перемещению;
3) сопротивление воздухa t, испытываемое ненесущими частями.
![]() |
Рис. 61. |
Разложим, как и ранее, сопротивление воздуха, испытываемое несущими частями, по направлению траектории планирования и по направлению, перпендикулярному к ней. Это разложение позволит нам без нарушения равновесия самолета заменить сопротивление воздуха, испытываемое несущими частями, и силу тяжести — их составляющими, как это мы делали выше.
Действующими на самолет силами будут:
1) по перпендикуляру к траектории — подъемная сила Р и составляющая веса Q1; эти две силы имеют противоположные направления;
2) по касательной к траектории — составляющая силы тяжести Q2, лобовое сопротивление крыла Т и сопротивление воздуха t, испытываемое ненесущими частями; две последние силы направлены в сторону, обратную перемещению.
Для того чтобы самолет спускался равномерно, все эти силы должны уравновешиваться, то есть:
1) подъемная сила должна равняться составляющей силы тяжести, перпендикулярной к траектории;
2) составляющая силы тяжести по касательной к траектории должна равняться сумме лобового сопротивления крыла и сопротивления воздуха, испытываемого ненесущими частями:
P = Q1;
Q2 = T + t.
Тяга винта F заменена составляющей силы тяжести Q2, увеличивающейся одновременно со скоростью планирования.