Практическое правило

Чтобы определить компасный курс по истинному, из последнего надо алгебраически вычесть вариацию (склонение и девиацию).

Пример:

D = 11° NW; d = 5° NW; ИК = 216°.

Подсчитаем Va, МК и КК.

Va = (–11°) + (–5°) = –16° (NW); МК = ИК – D = 216° – (–11°) = 227°;

KK = MK – Va = 216° – (–16°) = 232°.

Чтобы определить истинный курс по компасному, к последнему надо алгебраически прибавить вариацию.

Пример:

D = 12° NW; d = 3° NO; KK = 118°.

Подсчитаем Va, МК и ИК.

Va = (–12°) – (–3°) = –9 (NW); MK = KK + d = 118° + 3 = 121°;

ИК = 118° + (–9°) = 109°.

Производя компенсацию компаса при помощи дополнительных магнитов, можно уменьшить девиацию до 3–4° и даже меньше.

Рис. 36. Курс.

Если используемый компас компенсирован полностью, то учитывать надо только склонение. При этом правила расчета, данные выше, упрощаются следующим образом:

1) при переходе от истинного курса к компасному склонение алгебраически вычитают;

2) при переходе от компасного курса к истинному склонение алгебраически прибавляют.

Например, мы располагаем компасом, имеющим шкалу в 360°; склонение в нашем районе западное — 11°. В этом случае для полета на истинный север необходимо метку компаса совместить с 11° на картушке; при полете на юг метку компаса надо совместить с 191° на картушке.

Обратно: если летчик видит, что метка компаса совмещена с 11° картушки, то самолет летит на север, если же эта метка совмещена с 191°, то самолет летит на юг.

В некоторых вертикальных компасах картушка имеет цилиндрическую форму, и отсчет делается по отметке сбоку или позади котелка. Шкала этих картушек обратна обычным.

Если начальная часть маршрута нам известна или если сразу же после вылета мы находим нужный нам ориентир, то можно (по крайней мере в первой части пути) избежать всех указанных выше вычислений: мы направляем самолет по найденному ориентиру, читаем курс компаса и сохраняем его.