СКОЛЬЖЕНИЕ

 

Скольжение (при запасе скорости) очень полезно для потери высоты перед посадкой на тех самолетах, которые не имеют закрылков. При наличии последних на самолете оно не представляет никакой выгоды.

Одно или два скольжения рекомендуются всякий раз, когда необходимо уменьшить траекторию самолета перед посадкой.

Учиться делать скольжение надо на достаточной высоте. Но с того момента, как вы научились правильно выполнять скольжение, его можно производить без всякого риска и перед посадкой. Не забудем, что в этом случае скольжение совершается при снижении и известном запасе скорости, следовательно, в условиях достаточной безопасности: самолет переходит к нормальному планированию, как только мы прекращаем скольжение.

Рис. 22. Скольжение.

 

Для выполнения скольжения (рис. 22) следует:

1) начать нормальный спуск с выключенным мотором,

2) отвести ручку в сторону скольжения и одновременно дать ногу в противоположном направлении.

Величина отклонения органов управления зависит от типа самолета.

Для того чтобы выйти из скольжения при запасе скорости, надо мягко привести органы управления в нормальное положение для снижения.

Пользование «ножным тормозом»

Пользование так называемым «ножным тормозом» имеет ту же цель, что и скольжение, а именно: уменьшить траекторию полета самолета. Но к этому маневру летчик прибегает на малой высоте, при выдерживании самолета перед посадкой. Иногда этот маневр способствует избежанию неприятных встреч с препятствиями при посадке на случайном аэродроме.

Хотя этот маневр как будто очень прост, но прибегать к нему может только хорошо тренированный летчик, отлично «чувствующий» свой самолет.

Это действие «ножным тормозом» выражается в даче ноги доотказа в тот момент, когда летчик начинает выдерживание, имея запас скорости (учитывая место, которым он располагает для посадки), а затем в переводе самолета в его нормальное положение раньше полной потери скорости.

Этот прием, опасный около земли, ставит самолет поперек его линии полета и великолепно его затормаживает.

Этот маневр был придуман французом, одним из самых квалифицированных мировых летчиков Эдуардом Деккером, во время его полетов в Америке, в Скалистых горах. Ему приходилось делать там посадки на очень небольшие аэродромы, расположенные на высоте 1 500–3 000 м над уровнем моря.