Изменения части первой ГК РФ в 2015 году 2 страница

 

[87]William Barret. Death of the Soul. 1987. P. 48.

 

[88]The Concide Enciclopedia of Western Philosophy and Philosophers. 1960. P. 132.

 

[89]Joan O’Grady. Heresy. 1985. P. 27.

 

[90]Joan O’Grady. Heresy. 1985. P. 32.

 

[91]Paul Johnson. A History of Cristianity. 1976. P. 343.

 

[92]Paul Johnson. A History of Cristianity. 1976. P. 338.

 

[93]«Шримад-Бхагаватам» (12.8.46): «О Господи, так как неустрашимости, духовного блаженства и царства Бога можно достичь посредством гуны чистой благости, Твои преданные считают именно эту гуну, а не гуны страсти и невежества, непосредственным проявлением Тебя, Верховной Личности Бога. Поэтому люди, обладающие разумом, с любовью поклоняются Твоему трансцендентному образу — олицетворению чистой благости и вместе с ним — духовным формам Твоих чистых преданных».

 

[94]Философ Клод Альварес пишет о метафизике эмпиризма: «...кажется, что он начинает с нуля, отталкивается от эмпирических фактов, а его постулаты как будто отрицают метафизику. Тем не менее его постулаты служат прикрытием для новой метафизики; из-за того, что они, как и все другие постулаты, исходят из гипотезы, они искажают реальность или описывают ее выборочно» (Claud Alvares. Science, Colonialism and Violence: A Luddite View. Цитируется по: Science, Hegemony and Violence. Ed. by Ashis Nandy. 1988. P. 76)

Примером метафизической индукции служит теория эволюции. На первый взгляд, она начинает с биологических, химических и палеонтологических фактов. Она отрицает метафизику библейского творения. Однако она служит прикрытием для новой метафизики, постулирующей происхождение человека от обезьяны и жизни — из случайных комбинаций химических веществ. С этой целью эволюционисты искажают реальность, описывая ее выборочно, как это показано в «Запретной археологии» Томпсона и Кремо (Cremo, Thompson. Forbidden Archeology. Govardhana Hill Publishing. 1993).

 

[95]Reinhardt Grossmann. The Existence of the World. 1992. Pp. 123-124.

 

[96]Шрила Прабхупада. Путь совершенства. Глава 4.

 

[97]Graham Dunstan Martin. Shadows in the Cave. 1990. P. 104.

 

[98]David Frowley. The River of Heaven. 1990. P. 18.

 

[99]David Roochnik. The Tragedy of Reason. 1990. P. 128. Хаос — это древнегреческий эквивалент прадханы, непроявленной материальной природы.

 

[100]Кена-упанишад. 1.1.

 

[101]Платон. Государство 507 b: tas d’ ...ideas noeisthal men horasthai d’ou.

 

[102]Шрила Прабхупада. Беседа в Мехико. 13 февраля 1975.

 

[103]Шрила Прабхупада дал объяснение свабхавы и ее корней в лекции по «Бхагавад-гите» (Лондон. 7 августа 1973): «Итак, у каждого есть естественные наклонности, свабхава. ...Вот обычный пример, ясья хи ях свабхавасья тасьясо дуратикрамах . Привычка — вторая натура. Того, у кого она есть, кто привык или у кого особая натура, очень трудно изменить. Вот пример: сва яди прияте раджа сах ким на со упарханам. Если сделать пса царем, разве он перестанет лизать ботинки? Природа пса — лизать ботинки. Даже если вы оденете его в царские одежды и посадите на трон, он все равно, увидев ботинок, спрыгнет и лизнет его. Это называется свабхавой».

Корень свабхавы в этом: «Любовные наклонности Кришны находятся рядом с Его энергией наслаждения, Шримати Радхарани. Из-за того, что мы — частицы Кришны, в нас также имеется эта любовная склонность. Это свабхава».

 

[104]Прокл. «Первоосновы теологии»: phantron hoti kai orekton pasi nous kai proeisi panta apo nou, kai pas ho kosmos apo nou ten ousian ekhei.

 

[105]«Шримад-Бхагаватам». 4.23.28.

 

[106]Шрила Бхактивинода Тхакур. Таттва-сутра. 29.

 

[107]Kitty Ferguson. «The Fire in the Equations». 1994. P. 174. Один из гипотетических современных эквивалентов акаши называется полем Хиггса.

 

[108]Идея этого гипотетического колебательного (корпускулярно -волнового) процесса принадлежит шотландскому физику Питеру Хиггсу. Журналисты, пишущие на темы науки, окрестили его «частица Господня» (см. например: John Keel. Fate magazine. June 1995. P. 28).

 

[109]Шрила Прабхупада. Лекция по «Шримад-Бхагаватам» в Бомбее, 9 января 1975.

 

[110]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам». 3.26.32. Комментарий.

 

[111]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам». 9.4.18.

 

[112]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам» (2.6.32), комментарий: «Господь Кришна является всесильным повелителем трех основных энергий (три-шакти-дхрик); имеются в виду три Его энергии: внутренняя, пограничная и внешняя. Внешняя энергия, в свою очередь, также проявляется в форме трех качеств: благости, страсти и невежества. Подобно этому, внутренняя энергия Господа проявляется в форме трех духовных качеств: самвит, сандхини и хладини». Термины самвит, сандхини и хладини означают то же самое, что сат, чит и ананда (цитируется по «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила. 4.62).

 

[113]Шрила Прабхупада. Лекция о «Бхагавад-гите» в Нью-Йорке, 19 февраля 1966: «Реализация безличностного Брахмана есть реализация Его части [качества] сат, то есть вечности. А реализация Параматмы есть реализация Его части [качества] сач-чит , вечного знания. Но реализация Личности Верховного Господа как Кришны есть реализация всех трансцендентных качеств — таких, как сат , чид и ананда — в завершенной виграхе . Виграха означает «форма». Авьяктам вьяктим апаннам маньянте мам абуддхаях . Менее разумные люди считают Высшую Истину имперсональной, но Он является личностью, трансцендентной личностью. Это утверждает вся ведическая литература».

 

[114]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам». 3.9.11.

 

[115]Шрила Прабхупада. Лекция по «Шримад-Бхагаватам» в Дели, 16 ноября 1973.

 

[116]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам». 11.21.38-11.21.40.

 

[117]Шрила Баладева Видьябхушана. Комментарий «Говинда-бхашья» к «Веданта-сутре», 1.3.14.

 

[118]«Риг веда» 10.129.4: камас тад агре сам авартатадхи манасо ретах пратхамам яд асит — «В начале было желание, кама, которое породило ум».

 

[119]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам». 11.21.28.

 

[120]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам». 1.5.15.

 

[121]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам». 3.5.30.

 

[122]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам». 2.10.32.

 

[123]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам». 11.21.36.

 

[124]В «The Return to Cosmology» (1982. P. 24) Стивен Тоулмин сравнивает мифы, сотворенные человечеством, «с самыми хитроумными детективными романами, в которых в конце концов выясняется, что преступления совершил сам детектив».

 

[125]Яват сакха сакхьюр ивеша те критах : «О мой Господь, о нерожденный, Ты пожал мне руку, словно другу [равному]» (Из «Шримад-Бхагаватам». 2.9.30).

 

[126]Шрила Бхактивинода Тхакур. «Таттва-сутра». 31.

 

[127]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам». 2.9.17.

 

[128]Людвиг Витгентштейн. «Tractatus Logico-Philosophicus. 1922. 6.522.

 

[129]Richard H. Jones. Misticism Examined (Philosophical Inquiries into Mysticism). 1993. Pp. 12-13.

 

[130]Richard H. Jones. Misticism Examined (Philosophical Inquiries into Mysticism). 1993. P. 101.

 

[131]Это слова Мейстера Экхарта, цитируемые Джонсом по Джону М. Уоткинсу. (John M. Watkins. «Meister Echhert. 1924. Vol. 1. P. 143).

 

[132]Richard H. Jones. Misticism Examined (Philosophical Inquiries into Mysticism). 1993. P. 123.

 

[133]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам». 1.5.31.

 

[134]В первой главе («Понятие мистицизма») «Мистицизма Рамануджи» Сирил Велиат делит мистический опыт на «таинственное и потустороннее» и «лежащее всецело вне человеческого языка и понимания». Для того чтобы достигнуть мистического состояния, человек должен «дать себе волю, быть спокойным и восприимчивым». «Мистик, который пытается делиться своим опытом с другими, продолжает употреблять традиционный язык религии, к которой он принадлежит, но все его попытки обречены на неудачу».

 

[135]Шрила Прабхупада. Беседа в Лос-Анджелесе, 10 июня 1976: «Вы не видите солнце непосредственно, собственными глазами (пратьякша), но [обращаясь к тому же примеру] вы можете позвонить другу и спросить: «Где солнце?» И он ответит: «Солнце здесь, на небе». Это носит название парокши и означает, что вы получаете знание не сами, а от других. Видеть солнце сами вы не можете, но из других источников понимаете, что оно на небе».

 

[136]Шрила Прабхупада дал определение апарокши как «осознания» 18 июля 1971 года в Детройте. Об ачаре и вичаре он говорил в лекции по «Бхагавад-гите» в Хайдарабаде 15 декабря 1976: «Итак, вичара-пандита. Человек не может правильно рассуждать, если он недостаточно образован. Но ачар доступен для всех. Ачар — значит вставать рано утром, принимать душ, повторять Харе Кришна, наносить тилаку и участвовать в мангала-арати . Это называется ачаром. А вичар — это рассуждения».

 

[137]Шрила Прабхупада. Лекция по «Шримад-Бхагаватам». Калькутта. 6 января 1971.

 

[138]Шрила Прабхупада. Беседа в Гонолулу 10 июля 1975: «Далее следует апракрита, духовное. Духовный уровень непостижим механически, с помощью материальных аппаратов. Что есть духовный уровень? Кришна непостижим механически, умом. Кришна говорит: бхактья мам абхиджанати («только через преданное служение»). Потому служение не является механической деятельностью. Это духовная деятельность».

 

[139]Шрила Прабхупада несколько раз объяснял пять уровней ведического познания (пратьякшу, парокшу, апарокшу, адхокшаджу и апракриту). Читатель может обратиться к следующим источникам: 1) лекция по «Шримад-Бхагаватам», Монреаль, 6 июля 1968; 2) лекция по поводу инициации в Детройте, 18 июля 1971; 3) лекция по «Шримад-Бхагаватам», Бомбей, 12 января 1975; 4) беседа в Гонолулу, 10 июня 1975; 5) беседа в Лос-Анджелесе, 10 июня 1976.

В «Бхагават» Шрила Бхактивинода Тхакур называет пратьякшу и парокшу восходящими (индуктивными) способами познания. Он определяет парокшу как «коллективное чувственное восприятие многих людей в прошлом и настоящем». Другими словами, этот термин означает признание обыденного, земного авторитета. Шрила Прабхупада также употребляет этот термин в таком смысле, но распространяет его также на авторитет парампары (см. лекцию в Бомбее). Шрила Бхактивинода Тхакур утверждает, что апарокша является индуктивным способом познания, если на этом уровне просто отрицаются два предыдущих уровня, но апарокша является дедуктивным знанием, когда оно включает в себя позитивный поиск трансцендентного. Только адхокшаджа и апракрита полностью дедуктивны. Первое — это преданное служение в соответствии с правилами и предписаниями, говорит Тхакур, а второе — это реализация любви к Богу. Аналогичным образом в лекции по «Бхагавад-гите» в Лондоне 8 августа 1973 года Шрила Прабхупада говорил: «Сознание Кришны есть адхокшаджа и апракрита». Но в курсе, который он читал в Монреале, он относил первые четыре уровня к ваидхи-бхакти,а последний — к рага-бхакти.

 

[140]Шрила Прабхупада. «Шри Чайтанья-чаритамрита». Ади-лила. 7.107. комментарий.

 

[141]Шрила Прабхупада. Лекция в Бостоне 23 декабря 1969.

 

[142]

[143]Шрила Прабхупада. Лекция в Бостоне 23 декабря 1969.

 

[144]Некоторые из приводимых ниже аргументов навеяны книгой Томаса Нейджела «Что все это значит?», 1987, глава 5. (Thomas Nagel. What does it All Mean?)

 

[145]Людвиг Витгенштейн. «Философские исследования», 1953, с. 329.

 

[146]У.О. Куайн, один из наиболее влиятельных американских философов двадцатого столетия, по вопросу о том, почему слова имеют смысл, высказывался следующим образом: «Я не вижу ни возможности дать точный ответ, ни необходимости в нем». Но на вопрос о том, что такое смысл, он отвечал: «Очевидно, что смысл и идея — это одно и то же». О том, что такое идея: «Мы не проясним нашего разговора об идеях, если определим, что такое идея». В результате он приходит к выводу: «В науке нет места идеям». (Из «Квиддитис», 1987).

 

[147]См. например «Шримад-Бхагаватам» 11.1.5 и 11.15.26.

 

[148]«Шримад-Бхагаватам». 3.15.23.

 

[149]«Шримад-Бхагаватам». 12.8.48.

 

[150]Шрила Прабхупада. Лекция по «Бхагавад-гите» в Бомбее 12 мая 1974 г.

 

[151]«Ригведа». 1.164.46.

 

[152]«Махабхарата» (Вана-парва. 313.117):

тарко ’пратшитхах шрутайо вибхинна

насав мунир ясья матам на бхиннам

дхармасья таттвам нихитам гухаям

махаджано йена гатах са пантхах

«Сухая логика (тарка ) не имеет основания (апратиштха ). Человека, чье мнение не отличается от мнения остальных, никогда не сочтут великим мудрецом. Просто изучая Веды, в которых так много разнообразной информации, человек не может прийти к правильному пониманию религиозных законов дхармы.Сокровенная истина законов религии сокрыта в сердце осознавшего себя человека (махаджана ). Соответственно, человеку нужно встать на путь, которым идут махаджаны».

 

[153]Ex nixilo (лат.) — из ничего. — Примечание переводчика.

 

[154]«Бхакти-расамрита-синдху» 1.2.91.

 

[155]Как видно из «Шри Чайтанья-чаритамрты» (Антья-лила. глава 7), Господь Чайтанья не одобрял попытки ученого Валлабхи Бхатты по-новому толковать «Шримад-Бхагаватам».

 

[156]«Бхагавад-гита» 2.16:

 

насато видьяте бхаво набхаво виидьяте сатах

 

 

убхайор апи дришто ’нтас те анайос таттва-даршибхих

 

«Те, кто видят истину, заключили, что несуществующее [материальное тело] — преходяще, а вечное [душа] — не претерпевает изменений. Они пришли к этому выводу, изучив природу того и другого».

 

[157]Каждая цитата — это строка из двух стихов «Чайтанья-чаритамрты» (Мадхья-лила 6.170 и 6.171).

 

[158]В «Риг-веде» (10.90.16) утверждается: ягьена ягьям аяджанта девас тани дхармани пратхамани асан — «Полубоги, совершая ягью, принесли жертву Ягье. То был первый священный акт».

 

[159]«Шримад-Бхагаватам». 11.28.35.

 

[160]«Бхагавад-гита». 18.58.

 

[161]«Шри Чайтанья-чаритамрита» (Мадхья-лила. 6.81).

 

[162]«Шри Чайтанья-чаритамрита» (Мадхья-лила. 6.82).

 

[163]«Шри Чайтанья-чаритамрита» (Мадхья-лила. 6.89).

 

[164]«Шримад-Бхагаватам». 3.25.32.

 

[165]«Ману-самхита». 2.8.

 

[166]«Шри Чайтанья-чаритамрита» (Антья-лила. 20.9).

 

[167]«Шри Чайтанья-чаритамрита» (Мадхья-лила. 22.21).

 

[168]«Шри Чайтанья-чаритамрита» (Антья-лила. 8.27).

 

[169]Весь отрывок из «Махабхараты» (Шанти-парва. 180.47-180.49):

 

 

ахамасани пандитако хаитуко веданиндаках

анвикшиким таркавидьямануракто нирартхакам

хетувадан правадита вакта самсату хешумат

акрошта чабхивакта ча брахмавакья ча двиджана

настиках сарвасанки ча мурках пандитаманиках

тасйеям пхаланивриттих путагалатвам мама джива

 

«В моем предыдущем рождении я получил много бесполезных знаний. Я всегда старался найти материальную причину всего и имел очень мало веры. Я критиковал Веды. Я не понимал цели жизни, предопределенной ведическими писаниями. Вместо этого я посвятил себя науке спора.

Я говорил только о материальных причинах. Разумеется, в собраниях мудрецов я говорил только об этом. Я всегда непочтительно отзывался о Ведах и брахманах.

Я был атеистом, скептиком и, хотя пребывал в полном невежестве, гордился своей образованностью. О брахман, тело шакала, которое я получил в этой жизни, — вот результат всех этих грехов».

 

 

[170]«Риг-веда». 10.93.8.

 

[171]Эти слова принадлежат епископу Джозефу Батлеру (1692—1752). Цитируется по книге У. К. Франкена «Этика». 1973. С. 6.

 

[172]«Бхагавад-гита» 3.10:

саха-ягьях праджах сриштва пуровача праджапатпих

анена прасавишьядхвам еша во ’ств ишта-кама-дхук

«В начале творения Господь всех существ сотворил поколения людей и полубогов, наряду с жертвоприношениями для Вишну, и благословил их, сказав: «Будьте счастливы этой ягьей (жертвоприношением), ибо совершение ее дарует вам все необходимое для счастливой жизни и достижения освобождения».

Сотворение всех видов жизни Праджапати Брахмой было первым жертвоприношением во Вселенной. «Шримад-Бхагаватам» (2.6.23) описывает, как совершалось это жертвоприношение: «Когда я родился на лотосе, выросшем из живота Господа, великой Личности [Маха-Вишну], в моем распоряжении не было никаких компонентов для совершения жертвоприношения, кроме частей тела великой Личности Бога».

Слова Брахмы объясняют ведическую мантру:

рупам-рупам пратирупо бабхува

тад асья рупам пратичакшаная

«Его образ (форму) можно видеть повсюду, ибо Он — прообраз любого образа» («Риг-веда» 6.47.18).

 

[173]«Шримад-Бхагаватам» 2.9.40.

праджапатир дхарма-патир екада нийяман яман

бхадрам праджанам анвиччхан атиштхат свартха-камьяя

«Так Господь Брахма, прародитель живых существ и отец религиозности, желая блага себе и всем живым существам, стал следовать регулирующим принципам».

 

[174]«Бхагавад-гита» 18.7: «Никогда не следует отказываться от предписанных обязанностей. Если человек отказывается от исполнения предписанных обязанностей из-за иллюзии, такое отречение принадлежит к гуне невежества».

 

[175]«Шри Чайтанья-чаритамрита» (Мадхья-лила. 24.201).

 

[176]«Законы Ману». 2.2.

 

[177]«Шримад-Бхагаватам». 11.18.36:

шаучам ачаманам снанам на ту чоданая чарет

аньямш ча нияман гьяни ятхахам лилайешварах

Как Я, Верховный Господь, по собственной воле следую р егулирующим принципам, так и тот, кто постиг Меня, должен соблюдать чистоту, мыть руки, совершать ритуальные омовения и следовать другим регулирующим принципам не по принуждению, а по собственной воле.

 

[178]«Шатапатха-брахмана», канда 8, адхьяя 2, брахмана 10,стих 1: «Совершающий жертвоприношение строит для себя этот проход — мост (сету) для того, чтобы постичь божественный мир».

 

[179]«Мундака-упанишад» 2.2.5:

ясмин дьяух пртхиви чантарикшам

отам манах саха пранаиш ча сарваих

там еваикам джанатха атманам анья

вачо вимунчатхамритасьиша сетух

«Это Тот, в ком рай (дьяух ), земля (притхиви ) и небо сплелись воедино, а также ум (манах) и дыхание жизни (прана); пойми же, что Он — это Душа (атма ), и не обращай внимания на другие слова, ибо Он — мост, соединяющий нас с бессмертием».

 

[180]«Шветашватара-упанишад» 3.8:

ведахам этам пурушам махантам

адитья-варнам тамасах парастат

там ева видитвати-мритьюм ети

наньях пантха видьяте ’янайя

«Я знаю этого Верховного Владыку, светозарного, как солнце, [находящегося] по ту сторону мрака. Лишь познав его, идет [человек] попирает смерть. Он — единственный путь к бессмертию».

 

[181]«Шримад-Бхагаватам». 4.21.34.

 

[182]«Шримад-Бхагаватам». 11.21.43.

 

[183]«Бхагавад-гита». 4.30.

 

[184]«Шримад-Бхагаватам». Песнь 4. Глава 2.

 

[185]«Шримад-Бхагаватам». 11.14.12.

 

[186]«Бхагавад-гита». 18.78.

 

[187]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам» (4.9.24. Комментарий).

 

[188]«Бхагавад-гита». 2.2.

 

[189]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам» (2.9.40. Комментарий).

 

[190]«Бхагавад-гита». 14.4.

 

[191]«Бхагавад-гита». 2.11.

 

[192]«Шримад-Бхагаватам». 11.26.3.

 

[193]«Бхагавад-гита». 11.31.

 

[194]В своем комментарии к «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила. 7.76) Шрила Прабхупада ссылается на «Бхакти-сандарбху» Шрилы Дживы Госвами, стих 284: «Шрила Джива Госвами утверждает, что сущность всех ведических мантр — это повторение святого имени Господа».

В «Шримад-Бхагаватам» существует не одно указание относительно того, что санкиртана является единственно действенной ягьей в век Кали. См. например 11.5.32, 36 и 12.3.45, 46, 51 и 52.

В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (4.7.41) Шрила Прабхупада пишет:

«В «Вишну-пуране» говорится, что человек, приносящий жертвы Вишну, постепенно освобождается от рабства в материаль ном мире. Таким образом, единственной целью жизни должно быть удовлетворение Господа Вишну. Это и есть ягья. И лучшим из всех совершающих ягью является тот, кто, осознав Кришну, посвящает свою жизнь удовлетворению Кришны, источнику всех форм Вишну, кто каждый день поклоняется Ему и предлагает Ему прасад. В «Шримад-Бхагаватам» ясно сказано, что в этот век, век Кали, единственным жертвоприношением (ягьей), которое может увенчаться успехом, является ягьяих-санкиртана праяих: лучшая форма жертвоприношения — это повторение мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Все остальные ягьи совершаются перед Божеством Вишну, а эта ягья должна проводиться перед изображением Господа Чайтаньи. Это предписание дается в Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам». Более того, санкиртана-ягья подтверждает, что Господь Чайтанья Махапрабху является ни кем иным, как Вишну: как много-много лет назад Господь Вишну явился во время ягьи Дакши, так и Господь Чайтанья явился в этом веке, чтобы принять от нас санкиртана-ягью ».

 

[195]То, что Господь Чайтанья лично общается со Своими преданными, совершающими санкиртана-ягью в материальном мире, подтверждает «Шри Чайтанья-чаритамрита» (Мадхья-лила. 7.129):

кабху на бадхибе томара вишайя-таранга

пунарапи ви тхани пабе мора санга

«После этого Шри Чайтанья Махапрабху предложил брахману Курме: «Если ты будешь следовать этим указаниям, твоя материалистичная жизнь дома не помешает тебе духовно развивать ся. Поистине, если ты станешь следовать регулирующим принципам [повторяя святые имена Кришны], мы встретимся снова или, вернее, ты никогда не разлучишься со мной».

 

[196]«Бхагавад-гита» 10.25.

 

[197]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам» (4.9.24. Комментарий).

 

[198]«Бхакти-расамрита-синдху». 1.1.11.

 

[199]Шрила Прабхупада. «Шримад-Бхагаватам» (1.8.42. Комментарий). См. также наставления Нарады Муни, обращенные к Махарадже Юдхиштхире в «Шримад-Бхагаватам» (7.15.25):

«Человек должен преодолеть [влияние] гун страсти и неве жества, развивая гуну благости, а потом он должен отрешиться и от гуны благости, укрепившись на платформе шуддха-саттвы . Все это приходит само по себе в результате служения с верой и преданностью духовному учителю. Встав на этот путь, человек сможет преодолеть влияние гун материальной природы».