Некоторые этносы входят в более широкую рамку - суперэтнос (славянский православный, индийский, мусульманский, западно - европейский и т. д. ).

Информация внутри личности может быть представлена на логическом уровне (левое полушарие, первое внимание, тональ) и в образах - В, А, К, О (правое полушарие, второе внимание, нагваль), с которыми мы встречаемся в трансе. Но и тогда они существуют в рамках контекста. Мы ориентируемся на контексты, хотя обычно не отдаем себе в этом отчета.

ЛИЧНОСТЬ - ЭТО ТО, ЧТО ПОСТРОЕНО ПО ЗАКОНАМ КОНТЕКСТА. Внутри нее ядро, определяющее, какой контекст является ее собственным.

Контексты можно представить в виде концентрических четырехугольных рамок ("нельзя выходить из рамок!" , говорит "родительское предписание" ).

НАРУЖНАЯ РАМКА - самая широкая: "ЖИВОЙ - НЕЖИВОЙ" , ЯВЬ - НАВЬ. Вспомните - в сказках нежить (баба Яга и др. ) восклицает: Русским духом пахнет!" . Эта рамка "завязана" на обонянии (живые от мертвых отличаются по запаху). Эта рамка чрезвычайно значима, но в обычной жизни не особенно актуализирована ("Спит, как убитый" , "ты что, умер что ли?" ). Чрезвычайно важна в религии, философии, биологии (везде по - своему). Во многих (если не во всех) религиях, шаманстве, колдовстве, спиритуализме и прочих мы обнаруживаем стремление выйти за эти рамки (встречаются живые и неживые, происходит воскрешение из мертвых, на страшном суде оживают все умершие, существуют веры в то, что Земля - живая, что даже камни живые и т. д. ). В реальной жизни за эти рамки выходят некрофилы, фетишисты.

ВТОРАЯ РАМКА - "ЧЕЛОВЕК - НЕ ЧЕЛОВЕК" - "Будь человеком!" , "Ну и скотина же ты!" , "Сукин сын!" , "псы - рыцари" . В древности племена имели тотемных животных, а у сохранившихся племен (американские индейцы, австралийцы и т. д. ) они есть до сих пор. У ассирийцев это голубь (позже обозначался обручем с крыльями), у иудеев - змея, золотой телец (против которого боролся Моисей), видимо, свинья (до сих пор им нельзя есть свинину), у славян - медведь - "ведающий медом" , его настоящее имя не произносилось (у отколовшихся от славян немцев его имя восстановлено: бер; сравни русское бор). В песне "Калинка" есть обращение: "Медведь, ты мой батюшка" . У финских племен Сибири медведь тоже был тотемным животным, его до сих пор уважительно называют "Хозяин тайги" . Зоофилы пытаются выйти из этих рамок. Эта и остальные рамки контекста делятся на две части: "МУЖСКОЙ - ЖЕНСКИЙ ПОЛ" , хотя у многих народов есть и средний род (бесполый). Народы в языке которых существует только один род (например, татары), все равно столь же эффективно отличают мужчину от женщины.

У отдельных народов (неарийских) имелись попытки выйти за рамки этого контекста, создав "обоеполого бога" : Гермафродит (заимствован греками), иудейский Бафомет; есть веские доказательства, что имя бога Иегова состоит из двух частей: Ия и Хава (т. е. одновременно мужское и женское начало). Тем не менее даже животные от членистоногих и рыб) существуют в этих рамках. А выходящие из них (гомосексуалисты) не дают потомства (если не возвращаются назад).

ЧЕТВЕРТАЯ РАМКА - РАСОВАЯ. Здесь модальность зрительная, субмодальность - цвет (белый, желтый, черный). Однако, современная биология находит различия между расами на генном уровне. Актуализация этого контекста: расовое предпочтение, расовая вражда (расизм белый, черный, желтый, семитский); попытки "выйти из рамок" - "общечеловеческие ценности" , межрасовые браки.

ПЯТАЯ РАМКА - НАЦИОНАЛЬНАЯ. Попытки "выйти из рамок" , проводимые ВКП(б) - КПСС путем создания "общности советский народ" , вызвала обратную реакцию - актуализацию национализма, особенно в Прибалтийских республиках, Молдавии, на Кавказе, в Средней Азии. Попытки сделать то же в мировом масштабе (космополитизм, интернационализм, "общечеловеческие ценности" ) привела к аналогичной реакции во многих странах. "Действие равно противодействию" : стремление сломать национальную рамку приводит к революции, расколу этноса и гражданской войне. Поэтому ни одну рамку нельзя ломать насильственно (извне).