З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Обнаружение моментов, где Вы погружаетесь в себя, чтобы понять, что имеет в виду клиент и замена этого вопросами мета - модели в значительной мере УВЕЛИЧИВАЕТ ВАШУ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, и при этом поможет интеграции мета - модели в Ваше автоматическое бессознательное поведение. Один из способов для этого - попросить приятеля формулировать предложения, содержащие определенные нарушения с точки зрения мета - модели. В каждом примере определите, как проявляет себя Ваша интуиция.

Например, услышав утверждение: "Это нанесло удар по моим чувствам" , если Вы создаете картину, как Вы узнаете, каким именно образом им нанесен удар и кто это сделал? Если Вы вспомните (визуально, кинестетически или аудиально) случай, когда Вашим чувствам был нанесен удар, - значит Вы понимаете на основе своего опыта, а не опыта говорящего. Когда Вы научитесь обращать тщательное внимание на собственные внутренние процессы, Вы научитесь находить ключи, которые сигнализируют, что Вы отправились вовнутрь, чтобы искать смысл, вместо того, чтобы оставаться в настоящем. Найдя собственные сигналы такого рода, Вы можете использовать это, прикрепив к ним реакции мета - модели вместо движения вовнутрь собственных переживаний. Каждый раз, когда Вы получаете сигнал, что чего - то не хватает или что не имеет смысла, Вы можете знать, что реакция мета - модели может быть полезной.

Мета - модель основана на человеческой интуиции. Поэтому, тщательно осознавая эту интуицию, Вы легко можете освоить мета - модель. Эти интуиции могут быть выражены в любой репрезентативной системе. Если, например, я скажу: "Жирафа преследовали" , Ваша интуиция скажет, что чего - то недостает. Может быть, Ваша картина неполная или, если репрезентативная система кинестетическая, Вы не знаете, как быстро должен бежать жираф. Ни одна из этих репрезентаций неполна, пока Вы не получите ответ на вопрос, "Кто преследовал жирафа?" Независимо от того, как выражает себя Ваша интуиция, в этом смысле вводится вопрос мета - модели, чтобы извлечь как можно больше смысла из коммуникации.

В заключении 1 - ой части методического пособия напомню о неконгруэнтности либо конгруэнтности, возникающей при внешней и внутренней коммуникации. Речь идет о несогласованности либо согласованности вербального (осознаваемого) и невербального (неосознаваемого) поведения. Конгруэнтное поведение имеют в виду гештальт - терапевты, когда предлагают клиенту быть искренним "здесь и сейчас" . Когда человек делает то, что он ДЕЙСТВИТЕЛЬ - НО хочет, поведение его конгруэнтно, в иной ситуации он неконгруентен. Этого избежать нельзя, и не наша задача обличать клиента в " неискренности" Все, что от нас требуется, это помочь клиенту осознавать, когда его поведение конгруэнтно, а когда нет и тем самым расширить его возможности выбора ("расширить его карту" ). Принятие решения о выборе того или иного типа поведения - прерогатива клиента(также, как и НЛпрограммиста).