SWOT анализ.
Управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия.
Оно начинается с анализа потенциала предприятия, которое проводится по следующей форме (аналогичной предыдущей), только в графе 4 указывается наличие на предприятии данного фактора, а оценка равна от 1 до 50 баллов.
Факторы могут подразделяться на:
1) управление
· предпринимательская культура и философия
· цели и стратегия предприятия
· система мотивации персонала
· организационная структура и распределение функций
2) производство
· оборудование
· возможность переналадки оборудования
· организация производства
· технология
· издержки производства
· доступ к новым материалам
· система контроля качества
3) научно- исследовательские и опытно- конструкторские работы (НИОКР)
· интенсивность и результаты НИОКР
· ноу-хау (управленческие методики)
· информационные технологии
4) маркетинг
· товарная политика
· ценовая политика
· сбытовая политика
· коммуникационная политика
5) кадры
· оборудование, квалификация
· возрастная структура кадров
· качественный состав управленческого персонала
6) финансы
· состояние финансового баланса
· доля собственного капитала
· возможности получения кредитов
Затем эти показатели сопоставляются с показателями конкурентов. сильные стороны фирмы, это те, по которым положительная разница в баллах с конкурентами самая большая, а слабые, это те, по которым отрицательная разница самая большая. Стратегия предприятия опирается на сильные стороны и минимизирует действие слабых сторон.
Для того , чтобы разработать стратегию проводят swot анализ, который позволяет выявить, как изменения внешних факторов соотносятся с сильными и слабыми сторонами организации. Для этого строится матрица swot.
Возможности | Опасности | |||||||||||
новые рынки | расширение производства | … | Итого | новые конкуренты | новые технологии | … | Итого | |||||
Сильные стороны 1. Имеются запасы 2. Ассортимент … Итого | ||||||||||||
1. Нехватка оборотных средств 2. Уход квалифицированных кадров … Итого |
Самые критические квандранты I и IV. В матрице приводятся не все факторы, а только те, которые набрали наибольшее количество баллов.
После построения этой матрицы проводится количественная оценка влияния каждой из сильных и слабых сторон предприятия на каждую из выявленных возможностей и опасностей. Эта оценка проставляется внутри квандрантов на их пересечении.
Оценка может проводится по определенной шкале:
- 3 — сильное негативное влияние
- 2 — среднее негативное влияние
- 1 — слабое негативное влияние
0 — отсутствие влияния
+ 1 — слабое позитивное влияние
+ 2 — среднее позитивное влияние
+ 3 — сильное позитивное влияние
Таким образом стратегические усилия направляются туда, где влияние сильных сторон фирмы на рыночные возможности наиболее благотворны, а там где слабые стороны фирмы обостряют рыночные опасности должны предприниматься меры по максимальному устранению отрицательного воздействия.