МЕТРОЛОГИЯ
Конспект урока по теме «Прикладное программное обеспечение и его место в структуре программного обеспечения компьютера. Технология обработки текстов. Основные приемы редактирования: работа с символом, со строкой и фрагментом».
Зайцева Мария Андреевна, ИНФ-41/2
Цели урока:
· Дидактическая: сформировать у детей представление о прикладном ПО; сформировать базовые навыки работы в текстовом редакторе, набора и редактирования символов
· Воспитательная: воспитать активность и самостоятельность учеников при выполнении фронтальной и самостоятельной работы на компьютере
· Развивающая: Развивать умение применять свои теоретические знания на практике, путем комбинации фронтальной и самостоятельной работ
Оборудование урока: Компьютеры; программа MS Word; проектор; интерактивная доска или любое средство для отображения информации через проектор.
План урока:
· Организационный момент (5 мин.)
o Приветствие
o Проверка присутствующих
o Объявление темы урока
· Изложение нового материала (30 мин.)
o Рассказ учителя
o Записи в тетради
· Фронтальная работа на компьютерах (18 мин.)
· Самостоятельная работа (30 мин)
· Подведение итогов урока, запись домашнего задания (7 мин.)
Описание хода урока:
1. Организационный момент
Деятельность учителя: Приветствие учителем учеников. Заполнение журнала (отмечает отсутствующих). Объявление темы и целей урока.
Деятельность учеников: Записывают тему урока и дату.
На доске: На доске записана тема и дата. В тетради: Тема и дата.
2. Изложение нового материала
Говорит учитель: | Записи в тетради: | ||||||||
На экране отображается определение ПО | |||||||||
Компьютер — это программно управляемое автоматическое устройство для работы с информацией. Без программ любой компьютер это просто «железо». Совокупность всех программ, хранящихся в памяти компьютера, составляют программное обеспечение (ПО) компьютера. Давайте запишем определение ПО. (Учитель диктует определение) | Программное обеспечение (ПО) – это совокупность всех программ, хранящихся в долговременной памяти компьютера. | ||||||||
На экране отображается схема-классификация ПО | |||||||||
Все программы, которые есть в компьютере, то есть ПО компьютера, можно разделить на три группы: o прикладное ПО; o системное ПО; o системы программирования. Давайте зарисуем эту схему, а также запишем определения составляющих ПО. Системное ПО – это комплекс программ, которые обеспечивают управление компонентами компьютерной системы, такими как процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода, сетевое оборудование, выступая с одной стороны как аппаратура, а с другой – как приложения пользователя. Система программирования— это система для разработки новых программ на конкретном языке программирования. Прикладное ПО – это ПО, которое предназначено для выполнения определенных пользовательских задач и рассчитано на непосредственное взаимодействие с пользователем. |
![]()
![]() ![]() ![]() | ||||||||
На экране определение ППО и схема деления ППО | |||||||||
Про системное программное обеспечение и про системы программирования мы с вами поговрим позже, сегодня же мы с вами рассмотрим прикладное программное обеспечение. Давайте запишем, что такое прикладные программы: Прикладные программы - программы, с помощью которых пользователь может решать свои задачи, не прибегая к программированию Хорошо, посмотрите на экран, вы видите, что прикладное программное обеспечение делится на 2 вида: общего назначения и специального назначения. Давайте зарисуем эту схему, и запишем кратко о каждом из видов. Я думаю, что вам понятно, что программы общего назначения, это программы, в которых нуждается практически каждый пользователь. ПО общего назначения обеспечивает выполнение наиболее часто используемых, универсальных задач. Давайте запишем примеры ППО Общего назначения(текстовые редакторы, табличные процессоры, графические редакторы, Интернет-клиенты и т.п.) А вот специализированные программы, это программы для людей определенных профессий, например: математики, инженеры, научные работники многих специальностей нуждаются в программах, выполняющих математические расчеты; профессиональные издатели книг не могут довольствоваться текстовыми процессорами общего назначения и нуждаются в специаль- ных программах — издательских системах. Давайте также запишем определение ППО специального назначения и его примеры (издательские системы; банковские, бухгалтерские программы; программы 3D-графики; программы видеомонтажа; нотные редакторы и т.д) | Прикладные программы - программы, с помощью которых пользователь может решать свои задачи, не прибегая к программированию
![]() ![]()
| ||||||||
На экране, после ответа на вопрос появляется определение текстового редактора | |||||||||
Мы с вами, на наших уроках, будем работать с программами общего назначения. И сегодня мы познакомимся с вами с одной из таких программ – с текстовым редактором. Как вы думаете, для чего нам нужен текстовый редактор? (Отвечают, чтобы печатать тексты) Да, вы правы, это одна из функций текстового редактора. А сейчас, посмотрите внимательно на экран, давайте запишем, что такое текстовый редактор и его основные возможности. Замечательно, ребята, а сейчас ответьте мне пожалуйста на вопрос, что является самым маленьким элементом текста? (Отвечают слово, буква) Нет, самым маленьким элементом текста является символ. А что же это такое? Давайте запишем. | Текстовые редакторы — это программы для создания и редактирования текстовых документов Основные возможности: 1) Редактирование - исправление каких либо данных, изменение содержания • Символа (набор, удаление, вставка); • Строки (склейка, разрезание, рассечение, вставка пустой строки); • Работа с абзацем (копирование, перемещение, вставка, удаление); 2) Форматирование абзаца - общее название для шрифтов, цвета, и других признаков текста, изменяющих его внешний вид (оформление), но не смысл. • Видоизменение шрифта (размер, цвет, начертание); • Отступы, выступы абзаца, интервалы (полуторный, одинарный); 3) Работа с документом в целом (изменение названия и др.). Символ – самый маленький элемент текста, символом может быть буква, пробел, знак пунктуации, цифра, либо специальный символ (напр. «, @ и т.д) |
3. Фронтальная работа
Учитель: Откройте пожалуйста текстовый файл на вашем рабочем столе, он называется «Зимнее утро».
Открывают файл, в нем находится текст стихотворения:
Морозс и соллнце; ден чуесный!
Порра, касавица, проснись:
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Открой, сомкнуты
негой взоры
Навстречу Авроры северной,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Учитель: Вы видите, что в данном тексте много ошибок, сейчас мы с вами все вместе их исправим!
Итак, смотрим на первое слово, вы видите, что в слове мороз у нас с вами лишняя буква с. Что надо сделать, чтобы исправить эту ошибку? (Отвечают:удалить букву). Хорошо, для того, чтобы удалить букву поставим курсор перед буквой с, и что нажимаем? (кто-то отвечает delete, кто-то backspace). В данном случае, чтобы удалить символ нам надо нажать кнопку backspace. Запомните и запишите: delete – удаляет символ справа от кусора, а backspace удаляет символ слева от курсора. А вот если мы с вами букву нашу выделим, (для этого удерживаем левую клавишу мыши нажатой и протаскиваем мышь, затем отпускаем клавишу), то чтобы удалить выделенный символ можно нажимать и backspace и delete.
Ну что ж, предлагаю вам самостоятельно доредактировать первую строчку, сделать так, чтобы строчка у нас была напечатана верно.
Ребята самостоятельно редактируют до конца первую строку.
Замечательно, а теперь, смотрим на вторую строку. В слове «Пора» у нас напечатано 2 буквы р, а в слове красавица – наоборот, не хватает буквы р.
Давайте вырежем из первого слова лишнюю букву и вставим ее во второе. Для этого выделите любую из 2х «р» в слове «пора» и нажмите правую клавишу мыши, из меню выберите вырезать. Видите, буква исчезла. А теперь давайте поставим курсор после буквы «к» и вновь нажмем правую клавишу мыши, а теперь выбираем вставить. Обратите внимание, чем отличается вырезание от удаления: при удалении символ просто удаляется, а при вырезании – удаляется и хранится в памяти компьютера.
Итак, двигаемся дальше! Я думаю, что вы все знаете данное произведение и без труда сейчас скажете мне, что еще здесь не так? (Отвечают: переставлены строчки местами). Вы правы! Давайте поставим наши строки в правильном порядке! Для этого мы с вами должны выделить одну из строк, нажать по выделенной области правой клавишей мыши и выбрать вырезать. После этого, ставим курсор в то место, куда нам необходимо вставить вырезанную строку, вновь нажимаем правую клавишу мыши и выбираем вставить. Замечательно! Наши строки встали в нужном порядке! А мы с вами продолжаем искать ошибки!
Обратите внимание, что строка «Открой, сомкнуты негой взоры» разделена в тексте на 2 строки. Для того чтобы их «склеить», мы с вами должны поставить курсор в начало строки, которую хотим присоединить к предыдущей и нажать Backspace.
Кто-нибудь нашел еще ошибку? (Может кто-то скажет, что еще переставлены слова, если не скажут, то говорить самой). Да, у нас переставлены слова Авроры и северной. Чтобы поставить слова в правильном порядке, мы с вами должны выделить одно из слов (рассказать что еще один из способов выделения слова – это двойной щелчок внутри слова), и просто подхватить выделенную область левой клавишей мыши и перетащить на место, где оно должно стоять.
Должно быть, вы заметили, что также, у нас в стихотворении 2 не разделенные строфы. Для того, чтобы вставить между ними пустую строчку, надо нажать Enter.
А сейчас, обратите внимание на самую длинную строку в стихотворении, очевидно, что это просто 2 строки, объединенные в 1. Чтобы эту большую строку рассечь, надо поставить курсор в место рассечения и нажать Enter.
Далее учитель предлагает ученикам задать вопросы, если что-то непонятно.
Если какие-то вопросы возникают, то отвечает на них.
4. Самостоятельная работа.
Итак, теперь, когда мы с вами все вместе разобрались с этим материалом, я предлагаю вам выполнить подобную работу самостоятельно. На рабочих столах вы найдете документ «Самостоятельная работа». Открываем его и приступаем к работе, в документе приведен текст с ошибками и исправленный текст. На работу вам дается 30 минут. После того, как вы выполните работу, сохраняем ее под своей фамилией в папке вашего класса. Если выполнили работу раньше, то сохраняем дисциплину, не мешаем остальным выполнять работу. Итак, приступаем.
Текст работы:
С ошибками:Я поммнню чупдное мгнноповенье:
Передо мноой явилсь ты,
Как мимолтное видеинье,
Какгений чистй крассоты.
В томлеаиньях грусти безнадежной
В тревогах
шумной суеты,
Звучал голос нежный мне долго
И снилиссьь миллые черрпты.
Шлпи годы. Буррь порв мятжный
Рассеил прежние мечты,И я забл твой глс нежный,
Твой небесные черты.
В глуши,
во мракез аточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без
вдохновенья,
Без слеыз, без важизни, без лбви.
Душе настало пробужденье:И вот опять явилась ты,
Как мимолетптное виденье,
Как геий чистой красоты.
И сыердце
бьетася в упленье,
И для неаго воскреси
вновь
И божество, и вдыохновенье,
И жиизнь, и слезаы, и люквбовь.
Исправленный:Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Учитель: Ну что ж, ваше время вышло, сохраняем то, что сделали и записываем домашнее задание: Выучить, что такое программное обеспечение, на какие виды оно делится и аналогично учим про прикладное программное обеспечение: определение и на какие виды делится и, конечно же, что эти виды означают, то есть повторить все, что сегодня записали. На этом урок закончен, до свиданья!Единообразие средств измерении (СИ) – это такое состояние, когда все СИ проградуированы в узаконенных единицах, и погрешности СИ соответствуют нормам.
2. Научная или фундаментальная метрология – разрабатываются новые методы и СИ.
3. Практическая метрология – осуществляет непосредственное измерение физических величин (ФВ) с помощью СИ, их поверку, калибровку.