История развития рекламы в России и за рубежом.

Термин «реклама» образован от латинского «reklamo» – выкрикиваю, т.к. торговцы в Древнем Риме наносили на материалы информацию о своем товаре. Затем нанимали людей с громкими голосами и посылали их с этими сообщениями по городу.

Первое рекламное дело было организовано в Филадельфии в 1841 г.: продажа газетной площади под рекламу разных компаний.

«Реклама — двигатель торговли». Этот популярный афоризм принад­лежит российскому предпринимателю Метцелю, еще в прошлом веке открывшему в России первую контору по приему объявлений.

Созданный им же в 1878 году торговый дом «Л. и Э. Метцель и К°» стал крупнейшей в стране конторой по сбору и распространению заказов на рекламу.

В 70-х годах XIX столетия на центральных улицах и площадях Москвы, Петербурга и других русских городов появились первые рекламные тумбы и столбы, предложенные антрепренером Общедоступного театра С.В. Танеевым. Первоначально наиболее распространенной формой рекламы были вывески. На продуктовых магазинах, лавках и мастерских ремесленников часто можно было встретить предметную рекламу, изображавшую продаваемый товар.

«Вывесочное дело, — писал К.С. Петров-Водкин, — в таком виде, ка­ком оно создавалось у нас, — явление чисто русское. Обилие разноязычных народностей … требовали предметной рекламы, разъясняющей направление для спроса. Такого сорта реклама давным-давно имела место и в Западной Европе, но от нее там перешли прямо к рекламе словесной, у нас же и до последнего време­ни вывески несли задачу изобразительную». Рекламный плакат был адресован широким слоям населения с разным художественным вкусом.

Характерной чертой торгового плаката начала XX века становится приоритетность текста. Рекламные плакаты часто приобретали форму ло­зунга. Например: «Требуйте папиросы «Мерси»!» — призывало товарищество Л.Н. Бо­гданова.

Торговая реклама дореволюционной России — явление сложное, его нельзя оценивать однозначно. Определялась реклама следующим образом: «реклама – объявление о продаваемых товарах или предлагаемых услугах, с целью привлечь потребителей расхваливанием, часто преувеличенным, качества товара».

Российская реклама стала развиваться по пути английской. И в России, и в Англии сложилось довольно ироничное отношение к торговле, поэтому у нас приживается и пользуется успехом ироничная комедийная, с юмором, реклама. В США реклама достаточно прямолинейна: еще в XIX веке на кладбище в Нью-Йорке существовала надмогильная надпись: «Здесь покоится N.N. Он застрелился револьвером системы Хольт, убивающим наповал. Лучшее оружие для этой цели».

Правовое регулирование рекламной сферы в современной России началось еще в 1991 г. с принятием Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который в качестве одной из форм недобросовестной конкуренции определял некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

В декабре 1991 г. был принят Закон РСФСР «О средствах массовой информации», который указывал на недопустимость злоупотребления свободой слова и устанавливал ответственность за распространение недостоверной информации.

Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает требования к информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителе (исполнителе, продавце).

В дальнейшем, Конституция РФ определила запрещение пропаганды и агитации, возбуждающую ненависть и вражду; пропаганды какого-либо превосходства; злоупотребления свободой массовой информации; экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (ст. 29, п.2 ст. 34).

Рекламную деятельность регулировали также отдельные нормы иных законов: Основы законодательства РСФСР «Об охране здоровья граждан» (запрет на рекламу алкогольных напитков и табака, пропаганду неразрешенных методов лечения и лекарственных средств), Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» (запрет на рекламу продукции, подлежащей сертификации, но не имеющей сертификата соответствия).

В 1994 г. в ответ на отсутствие специального законодательства о рекламе в финансовой сфере, повлекшее всеобщее заблуждение потребителей относительно результатов деятельности различных чековых инвестиционных фондов и им подобных организаций, принимаются Указы Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и «О защите прав инвесторов». Однако эти Указы касались только рекламы финансовых услуг, что было явно недостаточно для предотвращения распространения недобросовестной рекламы.

Несмотря на эти меры, средства массовой информации часто нарушали установленные запреты. В итоге 15 февраля 1995 г. подписывается Указ Президента РФ «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы».

Наконец, 20 февраля 1995 г. принимается ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», статья 2 которого предлагает определение информации в качестве сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

18 июля 1995 г. принимается Федеральный закон «О рекламе» (далее - Закон), который был признан Европарламентом лучшим в Европе и рекомендован в качестве образца для написания подобных законов в европейских странах.

А 13 марта 2006 года принимается Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе».

Закон является комплексным синтетическим актом, включающим нормы различных отраслей права.

Цель Закона «О рекламе» имеет два направления. С одной стороны, его целью является развитие рыночных отношений, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, от ограничения конкуренции на рынке товаров, а также защита прав потребителей товаров, работ и услуг. С другой стороны, целью данного Закона является правовое регулирование специфического, самостоятельного вида предпринимательской деятельности - рекламной; предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, а также рекламы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Следует отметить, что Закон основывается на положениях Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты и Правил относительно рекламы, направленной на детей. Кодекс устанавливает стандарты этичного поведения, которых должны придерживаться все стороны, имеющие отношение к рекламной деятельности. Правила применяются при рекламировании товаров (платных и бесплатных), направленных на детей до 14 лет или такого возраста, который в данной стране аналогичен по ограничениям; а также при рекламировании, передаваемом по детским СМИ.

Указанные документы, однако, не имеют обязательной юридической силы для государств, юридических и физических лиц.

Правовое регулирование рекламной деятельности основывается на целом комплексе нормативных правовых актов: Гражданском кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ.

Кроме Закона «О рекламе» рекламирование отдельных объектов регулируется специальными законами: Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Федеральным законом «О лекарственных средствах», Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» и др...