Адиминистративная ответственность за нарушение земельного законодательства.
Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.
УО наступает за совершение преступления, которым признается виновно – совершенные общественно опасные деяния, запрещенные УК под угрозой наказания.
УО за преступления, в результате совершения которых могут быть нарушены правила по использованию и охране земель, предусмотрено в разных главах и статьях УК. Например:
· Среди преступлений в экономической сфере (гл.22 УК) уголовная ответственность предусмотрена за регистрацию заведомо – незаконных сделок с землей, искажение сведений гос. кадастра недвижимости за умышленное занижение размеров платежей за землю. (ст.170 УК).
· Среди преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (гл.25 УК) можно назвать незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
· Среди экологических преступлений (гл.26 УК) особо выделяется статья 254 «порча земли», которая устанавливает ответственность за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной и иной деятельности в следствии нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений и иными опасными химическими и биологическими веществами, повлекшие причинение вреда здоровью или ОС.
АО наступает за совершение административного правонарушения (проступка) - противоправного виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которые КоАП или законами субъектов РФ об А.Правонарушений установлено АО.
Составы административных правонарушений предусмотрены в Особенной части КоАП, но в нем нет особого спец.раздела, посвященного нарушениям в области земельного законодательства. Составы земельных правонарушений можно встретить в разных главах КоАП:
1. В области охраны собственности - самовольное занятие ЗУ или использование ЗУ без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. (ст.7.1. КоАП); Уничтожение или повреждение межевых знаков границ ЗУ (ст.7.2.КоАП); Самовольное занятие лесных участков (ст.7.9.КоАП);проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения гос. органа (ст.7.14. КоАП)
2. В области охраны ОС и природопользования – несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (ст.8.1.КоАП); нарушение законодательства об экологической экспертиза (ст.8.4.КоАП); сокрытие или искажение экологической информации (ст.8.5 КоАП); самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы (ст.8.6 КоАП); использование ЗУ не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние пригодное для использование (ст.8.8.КоАП) и другие.
3. Против порядка управления – нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении ЗУ или сокрытие информации о наличии свободного ЗУ (ст.19.9.КоАП); несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Законодательство об АПравонарушениях состоит их КоАП РФ, вступившего в силу 1 июля 2002 г. и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ Об АПравонарушениях. Т.о приведенный перечень правонарушений в области охраны и использования земель не является исчерпывающим, т.к. иные виды правонарушений могут закрепляться в законах субъектов РФ.
(В КО существует закон КО от 4 декабря 2007 г № 200-ЗО «Об административной ответственности в КО»).
Среди правонарушений в сфере земельного законодательства КО можно назвать такой состав как несоблюдение правообладателем ЗУ процедуры изменения видов разрешенного использования ЗУ(ст. 2.5.данного закона).
Тема 9: Правовой режим земель с/х назначения
1.Основные НПА:
-ЗК гл.14;
-ФЗ 101-ФЗ от 24.07.2002;
-ФЗ №172-ФЗ от 21.12.2004г.;
-Закон Кировской области от 6.10.2003г. 203-ЗО.
2.Понятие и состав земель с\х назначения.
Земли с/х назначения – земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а так же предназначенные для этих целей.
Состав земель с/х назначения:
1)С/х угодья
2)Земля для обеспечения с/х инфраструктуры обслуживают земли с/х угодья
3)Земли для охраны с/х угодий
Для каждого вида земель – особый правовой режим использования.
3.Земли с/х назначения и земли с/х использования.
Все земли в РФ разделены на категории.
Иногда земли одного целевого назначения могут находиться в составе земель другого назначения (смешанный правовой режим).
В границах населенных пунктов могут находиться земли, предназначенные для ведения с/х производства – земли с/х назначения.
4.Особенности оборота земель с/х назначения.
Особенности устанавливаются ФЗ №101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения».
Действие закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель с/х назначения гражданам:
-для индивидуального жилища;
-гражданского строительства;
-ведения личного подсобного хозяйства и дачного хозяйства;
-садоводства, животноводства, огородничества;
-на ЗУ, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных ЗУ регулируется ЗК РФ.
№101-ФЗ устанавливаются:
ü Особенности оборота ЗУ с/х назначения (купля – продажа, предоставление гражданам, аренда);
ü Особенности долей в праве общей собственности на ЗУ из земель с/х назначения (сделки с долями, невостребованные доли, образование ЗУ из ЗУ, находящегося в долевой собственности).
Тема 10: Правовой режим земель населенных пунктов.
1.Основные НПА:
-ЗК ст.83-85;
-Градостроительный кодекс №190-ФЗ;
-ФЗ от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ»;
-ФЗ от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»;
-Постановление правительства РФ от 13.11.2006 №680 «О составе схем территориального планировании РФ».