ВВЕДЕНИЕ
Москва
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ИСТОРИЯ РОССИИ
Уравнения Колмогорова. Предельные вероятности состояний.
Имеется следующий размеченный граф состояний:
Система имеет четыре возможных состояния: .
Вероятностью состояния называется вероятность того, что в момент система будет находиться в состоянии .Для любого момента времени сумма вероятностей всех состояний равна единице:
(8)
Рассмотрим систему в момент времени t и задав малый промежуток найдем вероятность того, что система в момент времени будет находиться в состоянии .
первый способ: система в момент времени t с вероятностью находится в состоянии ,а за время не вышла из него. Вывести систему из этого состояния можно суммарным простейшим потоком с интенсивностями , т.е. в соответствии с функцией (7), с вероятностью, приближенно равной . Вероятность того, что система не выйдет из состояния Вероятность того, что система будет находится в состоянии и не выйдет из него за время по первому способу (по теореме умножения вероятностей):
-находилась в состоянии ;
-не вышла из за время t.
Второй способ: система в момент времени t с вероятностью или находилась в состоянии и за время перешла в состояние .
Потоком интенсивностью(или– см. рис.) система перейдет в состояние с вероятностью, приближенно равной, (или ). Вероятность того, что система будет находиться в состоянии по этому способу равна (или ).
По теореме сложения вероятностей получаем:
Откуда находим:
Переходя к пределу в левой части уравнения получим производную
Для студентов I курса инженерного факультета и факультета физико-математических и естественных наук
Российский университет дружбы народов 2011
Утверждено
РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов
© Савин В.М., Борисов В.А., Кряжева-Карцева Е.В.,
Саврушева К.Ц., Синютин С.С., 2011 © Российский университет дружбы народов, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ........................................................................ 3
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................. 5
Лекция № 1............................................................................... 7
Вводная лекция. Россия в контексте мировой истории......... 7
Лекция № 2............................................................................. 20
Возникновение и развитие древнерусского государства ..20
(IX - середина XI вв.)............................................................. 20
Лекция № 3............................................................................. 33
Политическая раздробленность на Руси.............................. 33
Борьба за независимость....................................................... 33
в ХШ в. и начало объединения русских земель................... 33
Лекция № 4............................................................................. 44
Образование единого многонационального российского
государства (ХУ - первая треть XVI вв.)............................. 44
Лекция № 5............................................................................. 59
Россия в эпоху Ивана IV Грозного....................................... 59
Лекция № 6............................................................................. 73
Смутное время в России и правление первых Романовых 73
Лекция № 7............................................................................. 91
Россия в эпоху петровских преобразований........................ 91
Лекция № 8........................................................................... 110
Социально-политическое и экономическое....................... 110
развитие России в эпоху «дворцовых переворотов»......... 110
и правление Екатерины II.................................................... 110
Лекция № 10......................................................................... 135
Реформы Александра II и их влияние
на дальнейшее развитие России......................................... 135
Лекция № 11......................................................................... 150
Общенациональный кризис и программа модернизации 150
России начала ХХ века........................................................ 150
Лекция № 12......................................................................... 170
Смена политических режимов и становление советской 170 государственно-политической
и экономической системы .................................................. 170
Лекция № 13......................................................................... 186
СССР в 20-30-е годы ХХ века............................................. 186
Лекция № 14......................................................................... 207
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны
1941 - 1945 гг...................................................................... 207
Лекция № 15......................................................................... 225
СССР в послевоенный период
и Хрущевское десятилетие................................................. 225
Лекция №16.......................................................................... 246
Развитие советского государства
в середине 60-х - середине 80-х годов............................... 246
Лекция №17.......................................................................... 260
Политика перестройки и ее несостоятельность.
Развал СССР......................................................................... 260
Лекция № 18......................................................................... 273
Современная Россия (1990-е гг. ХХ в. - н. ХХ1 в…….273
Изучение истории как базовой учебной дисциплины в высших учебных заведениях имеет большое значение для профессионального становления будущих специалистов. Многие проблемы, которыми им предстоит заниматься, могут быть решены только на основе принципа историзма и социального подхода, позволяющего выявить и понять тенденции общественного развития. Курс истории является базовым для студентов первого года обучения.
Программа курса основана на изложении истории России в тесной связи с историей мировой цивилизации - на это ориентируют преподавателей вузов Государственные требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». В содержании курса раскрываются качественные изменения в экономическом, политическом, социальном, культурном развитии России с древнейших времен до наших дней.
Цель курса:опираясь на преемственные связи с историческим образованием средней школы, через раскрытие основных тенденций и закономерностей истории развития человечества дать студентам необходимый минимум знаний по истории России в контексте мировой истории. Задачи курса:
• Изучение истории как науки о развитии человеческого общества во всем его многообразии.
• Формирование представлений о путях развития России в контексте мировой истории.
• Раскрытие экономических, политических, социальных и культурных особенностей исторического развития России.
• Формирование гражданской позиции студентов на основе принципа гуманизма.
Студент должен:
• понимать и уметь объяснять сложные и противоречивые события мировой и отечественной истории; иметь научное представление о хронологии истории человечества;
• уметь сравнивать ход исторического развития российской и мировой цивилизаций;
• уметь анализировать особенности проявления главных факторов всемирного исторического процесса в истории России;
• видеть те факторы, которые определяли развитие России, особенности политического и экономического развития страны, становление и развитие социальной структуры российского общества, динамику взаимоотношений власти и общества, национальную политику государства и др.;
• знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
• уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.
Курс основан на хронологическо-проблемном методе, предусматривающем изучение истории России по периодам (темам), а внутри них - по проблемам.
Мы надеемся помочь студентам уяснить как логику, так и диалектику исторического процесса, сформировать целостное представление об историческом пути России и опыте решения экономических, политических и социальных проблем на разных этапах развития страны и успешно подготовиться к зачету и экзамену по истории.
Уверены, что полученные знания и практика историко-познавательной деятельности в ходе самостоятельной работы расширят общий кругозор, повысят интеллектуальное развитие и сформируют у студентов умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности.